Белая футболка
с простым однокрасочным логотипом
— это уже вчерашний день. Сегодня
одежда, сумки и подобные сувениры
должны поражать воображение разнообразием
видов отделки. Сделайте свои рекламные
изделия уникальными! |
Декорирование
тканей рисунками и орнаментами — древнее
искусство, которое изначально не было связано
с полиграфией. Только в середине ХХ в. для
нанесения изображений на майки и футболки
начали использовать полиграфическое оборудование.
Сегодня печать на тканях — достаточно
крупное и развитое направление деятельности
многих типографий, еще один способ персонализации
сувениров. Печатью на текстиле занимаются
и салоны оперативной полиграфии, и крупные
универсальные производства.
Развитие технологии сделало экономически
оправданным распространение рекламных
футболок, сумок и т. д.: практически любая
компания могла позволить себе заказать
определенный тираж таких изделий для раздачи
в рамках какой-то акции.
Около десяти лет назад рекламная печать
на текстиле в нашей стране пользовалась
большой популярностью: эта продукция была
в новинку, и возможность вручить потенциальному
клиенту полезный сувенир со своим логотипом
привлекала многие компании. Однако в то
время возможности печати на тканях все
же были ограничены: изображения наносились
в основном в одну–две краски, что не позволяло
перенести на футболку сложные дизайны
с полутонами. А глиттеры, фольга, металлики,
объемные эффекты, которые уже освоила
традиционная «бумажная» полиграфия, в
сегменте печати на тканях вообще казались
чем-то фантастическим. Именно небогатые
возможности печати на текстиле стали причиной
того, что сумки, футболки, ветровки, галстуки,
шарфы и подобные изделия в большинстве
своем выглядели не очень интересно, и
эти рекламные инструменты начали постепенно
терять популярность. Однако в последнее
время есть все основания полагать, что
ситуация вскоре изменится. Во-первых,
возможности типографий расширились, во-вторых,
производители расходных материалов (специальных
красок, клеев, добавок) значительно обогатили
свой ассортимент, что позволяет воссоздавать
на ткани изображения, во многом не уступающие
офсетным оттискам.
Именно поэтому мы обращаемся к теме печати
на тканях: это действительно эффективный
способ заявить о своей компании. Футболка,
декорированная глиттером или фольгой,
изображениями с высоким уровнем цветоделения,
красками, дающими различные тактильные
эффекты, будет иметь для получателя гораздо
большую ценность, чем привычная, запечатанная
в одну краску логотипом и слоганом фирмы.
[
Справка ]
Изделия
для розничной продажи
А
как окрашивают ткани, из которых
шьют одежду, постельное белье и
т. п.?
Самая старая, высокопроизводительная
технология, которая широко используется
до сих пор, — набивка тканей. По
методу нанесения краски на запечатываемую
поверхность этот способ аналогичен
глубокой печати: печатный вал гравируется
таким образом, что печатающие элементы
«утоплены» по отношению к пробельным;
из них жидкая краска переходит на
ткань. Материал подается в рулонах,
после запечатки следует каландрирование
и этап сушки.
Для того чтобы окрасить ткань в
один цвет, применяется метод окунания,
то есть материал пропускается через
ванну с краской.
Интересен способ нанесения на ткань
«горошин»: сначала выполняется сплошное
окрашивание, затем способом глубокой
печати (горошины нужного диаметра
гравируются на печатном валу) на
определенные участки наносится вещество,
разъедающее краску (горошины отбеливаются).
Правда, сама ткань тоже слегка разъедается,
и со временем изнашивается больше,
чем невытравленные участки. |
Технологии нанесения
изображений на ткань
Существует
два способа нанесения рисунка на готовое
изделие: прямая печать и трансфер (термоперенос).
Рассмотрим их особенности, достоинства
и недостатки.
Метод термопереноса
Методом
термопереноса можно наносить изображение
практически любой сложности на хлопок,
трикотаж, полиэстер, нейлон, а также специальные
пленки (из винила, полиуретана и др.).
Для этого изготавливаются «переводные
картинки» — так называемые трансферы,
заготовки с отпечатанным изображением,
которое впоследствии переносится на ткань.
Трансферы могут быть термопластичными
и сублимационными.
Термопластичные
трансферы. Схема производства выглядит
так: изображение наносится на специальную
силиконовую бумагу (о видах красок для
термопереноса ниже), поверх красочных
слоев — специальный термоклеевой слой,
неактивный при обычных температурах, на
плоттере вырезается аппликация нужной
формы, накладывается на ткань и под действием
термопресса краска «приваривается» к изделию.
Температура, при которой начинается процесс
сварки, колеблется в диапазоне от 150
до 180°С. Размягчаясь, клей проникает
в структуру ткани и прочно держит красочные
слои.
Трансферная бумага защищает пленку с
изображением от повреждений и легко удаляется.
Краски наносятся в обратном порядке, изображение
печатается зеркально.
Несомненные плюсы этого вида печати в
том, что декорировать можно любое изделие,
независимо от сложности его формы, жесткости
и грубости поверхности. Для печати используются
в основном кроющие краски; возможно и
нанесение белой подложки. Благодаря этому
в работу можно брать изделия как из светлой,
так и из темной ткани.
Методом термопластического трансфера
на изделия можно наносить флокированные
изображения (дающие эффект бархата), различную
фольгу (для ее прикрепления существует
специальный клей).
Если трансфер отпечатан качественно,
он будет прочно держаться и «переживет»
множество стирок. Однако здесь очень важно
качество расходных материалов: если вы
решите сэкономить на красках, вполне возможно,
что рисунок потеряет вид достаточно быстро:
вытрется, потрескается.
Многообразие тканей, которые могут быть
запечатаны этим способом, также определяет
одну особенность, которую следует иметь
в виду: стойкость изображения на разных
материалах может меняться.
Сублимационные
трансферы. Сублимация — процесс
перехода вещества из твердого состояния
в жидкое, минуя газообразное.
Трансфер печатается на особой бумаге
красками на водной основе. Его можно перенести
на полиэстеровые ткани или же смесовые,
в которых содержание полиэстера не менее
50%.
Под действием пресса происходит диффузия
краски в структуру ткани, и возникает
химическая связь между молекулами волокон
и краски. Именно поэтому сублимационный
перенос возможен только при использовании
синтетических тканей: их молекулы химически
активны.
Красочный слой в привычном понимании
отсутствует, поэтому ткани должны быть
обязательно белыми или очень светлыми.
Это ограничение можно отнести к недостаткам
данного вида трансферов.
Но есть и плюсы: изделия, запечатанные
таким способом, гораздо более устойчивы
к тепловым воздействиям, химии, свету,
чем термопластичные трансферы.
Наносить изображения на трансферную бумагу
можно разными методами: офсетом, флексографским
способом, на принтере. Выбор зависит от
конкретной ситуации. Например, офсет позволяет
напечатать полутоновые изображения быстро,
большим тиражом и по достаточно доступной
цене, «цифра» будет выгоднее на малых
тиражах.
Однако наиболее распространенный метод
— трафаретная печать. Она позволяет наносить
краску толстым слоем, обеспечивает яркость
и насыщенность оттиска. Для трафарета
наиболее выгодны тиражи трансферов 50–1000
шт.
Подведем итог. Несомненные преимущества
трансферов как способа нанесения рисунка
на готовые изделия таковы:
- может использоваться привычное полиграфическое
оборудование, установленное в любой
типографии;
- нет ограничений по количеству используемых
цветов;
- обеспечивается идеальное совмещение,
тонкие линии передаются без проблем,
разрешение печати высокое;
- в случае появления брака при печати
пострадает только трансфер, а не само
изделие, которое стоит намного дороже.
[
Справка ]
Краски для
печати на тканях
Существует
несколько видов красок, использующихся
для печати на ткани:
Пластизолевые,
которые используются в данном
сегменте особенно широко. Они не
сохнут на сетке, хорошо прилипают
к ткани, обволакивая ее волокна,
не окрашивая их, а обеспечивая механическое
сцепление. Поэтому они хорошо подходят
также для печати на плотных нейлоновых
тканях с водоотталкивающей пропиткой,
которые невозможно запечатать другими
красками. Пластизолевые краски могут
быть:
- вспенивающиеся,
- фосфоресцирующие,
- с «металлическим» эффектом,
- с глиттерами,
- эластичные.
А также к категории пластизолей
можно отнести специальный клей для
фольгирования изделий.
Водные,
которыми можно печатать на
натуральных и многих синтетических
тканях. Водные краски бывают:
- триадными,
- флуоресцентными,
- металлизированными.
Для их высыхания необходима высокотемпературная
сушка, что несколько ограничивает
ассортимент тканей.
Сольвентные,
предназначенные для печати на синтетике.
Сублимационные,
которые используются для создания
трансферов, переносимых на светлые
синтетические ткани. Рисунки получаются
очень стойкими, высоколиниатурными,
оттиски по качеству сравнимы с офсетными.
Сублимационные трансферы хорошо
подходят для небольших тиражей. |
Метод прямой печати
Трансферная
печать — не единственный доступный сегодня
способ нанесения изображений на ткань.
Во многих случаях предпочтительнее прямая
печать. Для нее требуется специальное,
не самое дешевое оборудование, но зато
сам процесс печати более технологичен.
При прямой печати краска попадает непосредственно
на ткань, без предварительного нанесения
на бумагу.
Процесс печати на ручном трафаретном
станке выглядит следующим образом: изделие
(например, футболка) помещается на специальное
устройство натяжения и фиксируется; затем
по нему проходит ракель трафаретной секции,
выдавливая краску. Если изображение многокрасочное,
выполняется несколько проходов.
Для печати на изделиях из ткани используются
также полуавтоматические машины, имеющие
карусельную схему построения. В этом случае
печатные секции располагаются по окружности.
Изделие же крепится на подвижном столе,
который перемещается между секциями.
Так, в общих чертах, организована печать
на ткани. Конечно, это направление сейчас
развито достаточно хорошо, имеется множество
способов для декорирования (подробнее
см. в справке на с. 8–9). Главная мысль,
которую нам хотелось бы донести до читателей
— изделия из ткани, запечатанные по вашему
индивидуальному макету — эффективный инструмент
рекламной компании. Это в любом случае
что-то значимое, имеющее реальную материальную
ценность. А персонализация будет каждый
раз напоминать получателю сувенира о вашей
компании, производимых товарах или оказываемых
услугах. Униформа для официантов в ресторане,
промоутеров, распространителей листовок
на выставках, флажки, скатерти — все это
тоже может быть запечатано с использованием
вашего слогана, эмблемы, корпоративных
цветов.
Стоит задуматься: не включить ли этот
пункт в свой рекламный бюджет?
[
Справка ]
Современные
эффекты печати, применимые к изделиям
из ткани
Фольга
(рис. 1). Всем известно,
что тиснение фольгой — эффективный
способ декорирования рекламных раздаточных
материалов, обложек журналов, каталогов,
книг, упаквки, POS-материалов и
т. д. Оказывается, фольгирование
применимо и к тканям! Причем можно
использовать фольгу разных цветов:
золотую, серебряную, красную, зеленую,
синюю и т. д.
Первый способ — печать на карусельном
станке. Она проводится в два этапа:
сначала на ткани специальным пластизолевым
клеем печатается сюжет. После высыхания
клея на его поверхность при помощи
термопресса переносится фольга (изначально
нанесенная на тонкую полиэфирную
пленку). После остывания пленка
удаляется, а на ткани остается металлизированное
изображение. Важно, чтобы в типографии
правильно рассчитали количество
наносимого клея: если его недостаточно,
фольга ляжет неровно, а если слишком
много, он растечется по краям —
изображение будет неаккуратным.
Фольга может наноситься на ткань
не только при помощи карусельного
станка, но и методом термотрансфера.
В этом случае есть два пути.
Первый вариант — изображение печатается
клеем на трансферной бумаге, с нее
клей переносится на ткань, а сверху
кладется фольга. Второй путь — напечатать
изображение клеем непосредственно
на фольге, а затем перенести на
ткань в термопрессе. Естественно,
возникает вопрос: а можно ли комбинировать
в одном сюжете фольгирование и печать
красками? Да, такая возможность
есть. Краски должны быть водными,
поскольку к пластизлевым фольга
будет прилипать в термопрессе: получится,
что ее слой останется не только
в местах нанесения клея, но и по
всему красочному слою.
Впрочем, теоретически использовать
фольгу и пластизоли в одном сюжете
можно, если фольга наносится на
изделие первой. Однако технологически
это достаточно трудно — долго и
дорого. Такой шаг нужно предварительно
обдумать и обсудить с типографией.
|
|
Рис. 1. Пример фольгирования |
Рис. 2. Эффект рельефной печати
на ткани |
|
|
Рис. 3. Нанесение глиттеров |
Рис. 4. Нанесение флока на
ткань |
Несмотря на то, что слой фольги
прикрепляется достаточно хорошо,
не следует подвергать изделие сильным
механическим или химическим воздействием.
В частности, рекомендована ручная
стирка при температуре не более
40°С.
Рельефная
печать (рис. 2). Обычно объемный
эффект на ткани создается при печати
вспенивающимися красками. Однако
у этого способа есть определенные
особенности: линии получаются «скругленными»,
нечеткими. Этим способом не получится
напечатать «рубленые» буквы и другие
элементы с ровными краями.
Рельефная печать позволяет этого
добиться. Для нее требуется особым
образом подготовленный трафарет.
Правда, краска, нанесенная слишком
толстым слоем, будет подтекать,
и прямых углов не получится. Следовательно,
некоторые ограничения все же есть.
Кроме того, ограничения накладывает
и трудоемкость технологии, и высокая
стоимость работ. Однако знать о
наличии такой возможности будет
полезно — она может пригодиться.
Сетка для изготовления трафаретной
печатной формы выбирается в соответствии
с размерами элементов изображения.
Но в любом случае рельефное изображение
не может содержать слишком мелкие
детали. Чтобы получить более высокий
рельеф, печать следует проводить
в несколько проходов с промежуточными
сушками. Для получения рельефа с
четкими резкими гранями нельзя использовать
обычную пластизолевую краску. Она
будет течь и не позволит добиться
четких граней. Поэтому для печати
готовится специальная краска.
Глиттеры
(рис. 3). В традиционной
полиграфии очень популярны глиттеры:
их используют для декорирования
открыток, календарей, упаковки и
прочей рекламной и издательской
продукции. Сейчас стало возможным
использование глиттеров и для украшения
футболок, сумок и т. п. Для этого
используется специальная база, в
которую добавляется нужный глиттер.
Есть и второй вариант: глиттер посыпается
поверх уже отпечатанного слоя (краски
или базы).
Флок
(рис. 4). Очень интересные
возможности открылись с освоением
печати флокированных (ворсистых,
«бархатных») изображений на ткани.
Частицы флока приклеиваются специальным
клеем. Технология печати во многом
сходна с фольгированием (см. выше).
Для нанесения изображения используется
либо цветной флок (оттиск получается
однокрасочным), либо белый, который
затем может быть запечатан красками
на водной основе. Таким образом,
получится многоцветное изображение
на флоке!
Фосфоресцирующий
эффект. Эффект фосфоресцирующего
изображения, которое будет светиться
в темноте, дает специальная пластизолевая
краска. В ней содержатся светонакопительные
частицы — в зависимости от их количества
(то есть от толщины красочного слоя)
оттиск будет светиться дольше или
меньше.
Сама по себе краска имеет светлый
зеленоватый оттенок, но ее можно
смешать с цветной пластизолью, и
рисунок будет выглядеть ярким и
красочным при свете дня.
Благодарим компанию
«АТ Десайн» за предоставленные
материалы и фотографии
|
|