ПРАКТИКА
ПОДВОДНЫЕ КАМНИ ГАЗЕТНОЙ ПЕЧАТИ

В настоящее время газеты — не просто информационные издания. Они могут и выполнять рекламные функции, и являться частью PR-кампании, и служить имиджевой составляющей в корпоративной культуре... Но для того чтобы напечатать газету, не всегда достаточно просто сверстать макет и отдать его в типографию... Результат может оказаться совсем не таким, как вы ожидали.

Юрий Захаржевский,
типография
«Граффити»
(Москва)
Несовмещение

Большинству дизайнеров и верстальщиков известно, что совмещение при печати газет оставляет желать лучшего. Так уж исторически сложилось, что и свойства газетной бумаги, и конструкция газетных машин не предусматривали того качества, которое считается само собой разумеющимся при печати журналов или рекламной продукции. Конечно, страницы, оставляющие на руках типографскую краску, — это уже прошлое. Но стандарты качества сейчас изменились, что такое по-настоящему хорошая печать, всем известно. К сожалению, даже отпечатанные в современных типографиях газеты не всегда радуют глаз.

Вот, например, как выглядит изображение в рекламном блоке одной их центральных газет — рис. 1. Очень известная газета, солидная типография с современным оборудованием. Но все это не дает гарантии от таких эксцессов. Конечно, не всегда сепарации, как в приведенном примере, «уезжают» на пару миллиметров, но в общем и целом совмещение красок при газетной печати далеко от идеала. В некоторых графических программах существует даже функция, позволяющая имитировать несовмещение сепараций, причем величину несовмещения можно задавать разную. К сожалению, обычно стоит это дорого и не всем доступно. Многим дизайнерам было бы полезно знать заранее, как их шедевры будут выглядеть в реальности.

Впрочем, неблагоприятное впечатление от несовмещения можно сгладить, если учесть особенности человеческого зрения. Несовмещение одной и той же величины заметно гораздо меньше, если речь идет, например, об оранжевых объектах (состоящих из триадных цветов Yellow и Magenta), чем при печати темно-синих или темно-зеленых объектов. Посмотрите на типичный пример (рис. 2): как заметно «двоение» букв, напечатанных цветами Сyan и Мagenta!

Рис. 1. Несовмещение красок в этом примере заметно невооруженным глазом. Вряд ли рекламодатель, разместивший свой модуль в газете, будет доволен таким «дизайнерским» преображением своего макета. А проблем с рекламодателями следует по возможности избегать... Если же вы сами размещаете рекламу в газете, не забудьте проконсультироваться с типографией по поводу возможного несовмещения

Еще больше проблем, когда объекты с четкими границами состоят из трех, а то и четырех цветов. Надо сказать, что некоторые типографии заранее предупреждают клиентов о недопустимости такого дизайна. Не принимайте, пожалуйста, такие требования за пустой каприз: производственники заботятся о вашей же пользе.

К сожалению, многие издательства привыкли работать именно с такими цветами, которые наиболее чувствительны к несовмещению. Казалось бы, многолетняя практика должна приучить их избегать этой проблемы. К сожалению, учатся далеко не все.

Проблемы многоцветной печати

В офсетной печатной машине бумага последовательно проходит через несколько печатных секций, в каждой из которых накладывается своя краска. Однако, пока краска не закрепилась на оттиске, она может переходить не только с офсетной резины на бумагу, но и в обратном направлении. В результате получаются дефекты печати, которые особенно заметны на плашках темно-синего или фиолетового цвета: специфические пятна и неоднородности цвета. Также на плашках особенно заметны дефекты, вызванные накоплением пыли и бумажных волокон. А газетная бумага, по сравнению с мелованной, особенно «богата» пылью.

Рис. 2. Обратите внимание, как заметно двоение фиолетовых букв!
При этом оранжевый текст смотрится совсем по-другому

Подобные проблемы наблюдаются из номера в номер, из года в год, в разных типографиях. И что же? Клиенты перешли на другой дизайн? Нет, они упрямо следуют раз и навсегда намеченным курсом. Независимо от политической направленности редакции, газетчики год за годом пытаются переделать законы природы. Конечно, смена газетной бумаги на более дорогую отчасти решает эту проблему, но не всегда такой ход будет оправдан экономически.

Цвета на газетной бумаге

Цветная печать — давно уже норма для современных газет. Однако в большинстве случаев бумага, на которой они печатаются, по своим свойствам уступает бумаге для журналов или рекламных изданий.

Во-первых, у газетной бумаги гораздо выше растискивание. Краска сильнее растекается от растровой точки по пористой газетной бумаге, чем по мелованной или даже офсетной. Если не учесть это явление на этапе допечатной подготовки, то изображения получатся совсем не такими, как ожидает дизайнер, глядя на монитор. Еще один типичный недостаток газетной бумаги — меньшая белизна. Из-за этого уменьшается цветовой охват печати. Сюжет, выглядящий на мелованной бумаге ярким, на газетной будет восприниматься совсем по-другому. В результате опять-таки возникают недоразумения. Причем все уже, казалось бы, знают об этих специфических особенностях газет, применяют те или иные профили печати. Но все равно, увидев результат на газетном листе, дизайнер или клиент воспринимает его как нечто неполноценное.

Особенно обострилась эта проблема с распространением в газетах рекламы. Менеджеры, отвечающие за печать в компаниях-рекламодателях, непременно хотят видеть свой «фирменный» цвет совершенно идентичным в самых разных изданиях: в журналах, в газетах, в каталогах. И вообще им не нравится, когда один и тот же сюжет выглядит по-разному на разных рекламоносителях. Иногда, в зависимости от преобладающего оттенка, действительно удается приблизить эти изображения друг к другу, но часто никакие хитрости не помогают. В общем-то, это естественно. Было бы даже странно, если бы можно было напечатать одинаковые изображения на бумагах разного предназначения и совершенно разной стоимости: кто бы, в самом деле, покупал дорогую бумагу, если можно точно так же напечатать и на дешевой? К сожалению, это для полиграфистов естественно, а для маркетологов рассуждения о цветовом охвате — «китайская грамота». Но, мне кажется, если полиграфисты наконец-то объединятся и четко доведут до заказчиков свое мнение, то последним просто придется прислушаться.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»