ВЗГЛЯД
«Уникальная машина — эксклюзивная печать!»

Евгений Петрович Троценко
директор по развитию
типография
«Триада Лтд» (Москва)
Андрей Игоревич Лукьянов,
главный технолог
типография
«Триада Лтд» (Москва)
Рынок сегодня требует все более «изощренной» отделки печатной продукции, а жесткая конкуренция и эффективность производства требуют выполнять многие отделочные операции «в линию». Об офсетных печатных машинах, которые позволяют соответствовать этим требованиям, мы и поговорим сегодня.

Будучи современной, ориентированной на поступательное развитие компанией, мы уделяем большое внимание как качественному, так и количественному расширению своих возможностей на всех этапах производства. Именно поэтому мы регулярно приобретаем новое оборудование, проводим обучение кадрового состава, а недавно осуществили переезд в новое помещение большей площади.

Одна из наших последних инсталляций — печатная УФ-машина KBA Rapida 74-6UV+L формата А2+. Она объединила в себе практически все основные технические и технологические новинки листового офсета. Машина предназначена для печати на пластике, толстых картонах (до 1,2 мм) и имеет две системы смывки, две сушки (ИК- и УФ). Помимо этого имеются три промежуточные УФ-сушки — это дает нам возможность выполнять печать по технологии drip off, а также использовать краски и лаки с эффектами (кроющие белила, металлизированные краски, ириодиновые лаки и т. д.).

Результат drip off-лакирования — получение отдельных элементов с повышенным глянцем, в то время как остальные участки остаются матовыми. Иначе говоря, эффект сравним с «оффлайновым» лакированием, но достигается за один прогон, причем лак покрывает всю поверхность. Теоретически для этого требуется машина в специальной конфигурации, но такое оборудование не позволяет печатать на пластиках и металлизированных картонах. Наша же машина как будто соединяет в себе две: один вариант — печать красками плюс ВД-лак, второй — для печати по технологии drip off. Для смены технологии достаточно заменить валики на печатных секциях. Есть вариант оснащения всех секций УФ-валиками — в этом случае мы получаем возможность печатать по любым невпитывающим материалам.

Мы не будем сейчас подробно описывать схему построения и особенности работы нашей машины: читателям будет интереснее узнать о конкретных возможностях, которые она предоставляет.

Во-первых, это печать УФ-красками и сплошное УФ-лакирование «в линию». Это стандарт, можно сказать, минимум данного оборудования, традиционное понимание задач УФ-машины. Однако этим мы не ограничиваемся. Мы приобрели специальную опцию, которая позволяет выполнять печать по металлизированному картону и пластику. Эти негибкие материалы высокой плотности мы объединяем в один пункт, поскольку для каждого из них требуется использование белил и допечатная подготовка, выполненная с учетом определенных свойств этого вида печати (см. справку на с. 10).

Еще одна возможность — печать по тонированным в массе и немелованным бумагам. Это актуально для рекламной продукции, причем не рядовой акцидентной, а каталогов, буклетов, годовых отчетов высокого качества. Данное предложение особенно интересно крупным корпоративным клиентам, которые придают большое значение имиджу своей компании. Запечатывать подобные материалы офсетным способом может не каждая типография.

Традиционно для этого используют трафаретные машины, которые по производительности сильно проигрывают офсетным. Но трафаретные краски плотные, их можно накладывать толстым слоем, благодаря чему даже темные поверхности не просвечивают через них. Обычная четырехсекционная офсетная машина не справится с этой задачей, ведь триадные краски прозрачные, и цвета изображения сильно исказятся (или рисунок вообще не будет виден). Эта же машина имеет шесть секций, две из которых используются для нанесения белил — базы, на которую затем ложатся краски.

И, наконец, еще одна опция, которую мы считаем наиболее перспективной. Это уже упомянутая печать с эффектом drip off. На нашей машине возможна замена валиков, и в совокупности с ИК- и УФ-сушками это позволяет достигать такого результата печати. Зная особенности технологии, дизайнеры могут использовать для декорации макетов самые разные эффекты. Очень интересно, например, так называемое «градиентное лакирование»: глянец на определенном участке оттиска может переходить в матовую область постепенно. При печати красками градиенты применяют очень часто, и «поддержать» их лакированием — очень неординарная идея.

УФ-печать по бумаге и картонам, в том числе и дизайнерским

Что касается предполагаемого поля деятельности, то, устанавливая машину формата А2+, мы не планировали выходить на рынок промышленного производства упаковки. Мы намерены остаться в сегменте коммерческой печати и расширять свои возможности в рамках реализации рекламных решений. Если говорить об упаковочном сегменте, то наша задача — разнообразить перечень услуг, предоставляемых в производстве малоформатной эксклюзивной упаковки. Но УФ-печать раскрывает новые горизонты не только в этой области. Можно предложить нечто новое и в производстве книжной продукции.

Здесь следует сделать небольшой экскурс в историю полиграфии. Раньше на листовых офсетных машинах при печати книжных блоков полноцветом не использовали меловку. Все крупные книжные комбинаты работали на немелованной бумаге (ее еще называют офсетной) плотностью 120–130 г/м2. Поскольку она по своим свойствам отличается от мелованной, в работе возникали определенные нюансы. Художникам-оформителям приходилось думать о сочетаниях красок, допустимых плотностях. Кроме того, не было как такового понятия «цветоделение»: то, что сейчас называется допечатной подготовкой макета, каждый полиграфический комбинат выполнял по-своему. Это был достаточно сложный процесс. Когда в начале 90-х гг. ХХ в. в экономике нашей страны начали происходить всем памятные изменения, они не могли не сказаться на полиграфической отрасли, что повлияло и на сегмент книжной печати. Качество книг, отпечатанных на немелованной бумаге, стало уступать печати цветных книг на мелованных сортах бумаги.

Но УФ-технология, которая постепенно начинает укреплять позиции на отечественном рынке полиграфии, позволяет печатать на немелованной бумаге текст и иллюстрации очень высокого качества. Здесь все дело в свойствах красок и механизме их закрепления: краски очень плотные, ложатся без отмарывания, полимеризация происходит под действием УФ-лучей. В европейских странах и США печать УФ-красками на немелованной бумаге используется в производстве рекламно-представительской продукции класса «люкс», и это о многом говорит. В частности, во время недавней поездки в Великобританию наше внимание привлек отпечатанный в одной из английских типографий каталог автомобильной компании Jaguar. Изображения в нем выглядели очень насыщенными, совершенно отсутствовал дефект выщипывания краски (хотя, казалось бы, чем плотнее красочный слой, тем активнее он выщипывается). Такой отличный результат дает УФ-печать. А спрос диктует необходимость работать именно на «офсетных» бумагах, что дает дополнительный стимул для развития УФ-технологии.

Почему же серьезные крупные клиенты предпочитают мелованной бумаге «офсетную»? Объясняется это достаточно просто.

Конечно, меловка — высокотехнологичный, удобный для типографии материал, который выглядит вполне презентабельно, он хорош для печати качественной рекламной или книжно-журнальной продукции… Но это своего рода масс-маркет. По сути, мелование — это приклеивание к бумаге мелованного слоя, который «забивает» ее структуру. Немелованная бумага дорогих сортов — более изысканный материал, у него есть свой стиль. К тому же сейчас в моде экологически чистые материалы, и немелованная бумага вполне соответствует этому критерию. А глянцевая меловка, которую так часто использовали для производства рекламной продукции несколько лет назад, сейчас выходит из моды.

KBA Rapida 74-6UV+L ALV2 CX с возможностью печати на толстом картоне и
пластике, в том числе с использованием гибридной технологии и эффектов drip off

Именно печать УФ-красками, которую осуществляет наша Rapida, позволяет принимать заказы на изготовление дорогих, эксклюзивных каталогов, буклетов, книг.

Есть и еще один важный момент. При печати акцидентной, а также книжно-журнальной продукции обычным способом ее поля чаще всего оставляют белыми: это делается для того, чтобы красочный слой не переходил на обрез и края оборотной стороны. Конечно, нанесенный поверх красок лаковый слой от этого защищает, но при этом теряется фактура бумаги. Но дизайнерский замысел иногда требует сплошной запечатки страницы вместе с полями или выхода иллюстрации под обрез. В таком случае единственным выходом является УФ-печать.

Еще одна область применения, которую мы сейчас осваиваем — попытка замены шелкотрафарета. Сейчас очень востребована печать (например, обложек) выборочным лаком на матовой бумаге или белилами на темных, тонированных в массе материалах. Как правило, эти задачи решает трафарет. Но, повторим, эта технология не самая быстрая, к тому же трафаретные машины нельзя использовать для обычной печати триадными красками. Наша же Rapida универсальна в применении.

Печать рекламной продукции на разных материалах: прозрачный ПВХ пластик, картон
Chromolux Metallic (серебро), картон Nettuno (коричневый), синтетический материал Polylith

Таковы возможности УФ-технологии. Если подвести итог, то это печать особыми красками с применением специальных сушек на сложных материалах и лакирование «в линию» — по сути, сплошное, но на оттиске выделяются глянцевые и матовые участки.

[ СПравка ]

Виктор Юрьевич
Миронов,
начальник отдела
допечатной подготовки,
«Триада Лтд» (Москва)
В «Формате» №4–2007 было подробно рассказано о том, как следует грамотно готовить ваш макет (графические файлы и файлы верстки: qxd, PDF, PS) для печати. В статье изложены общие требования, касавшиеся форматов файлов, особенностей подготовки изображений и текстов. Поскольку статья в этом номере целиком посвящена УФ-печати, то могут возникнуть вопросы: как нужно готовить файлы для такого типа печатных машин, усложняется ли допечатный этап производства для дизайнера или соответствующего отдела в типографии, на какие аспекты стоит обратить особое внимание, чтобы результат на оттиске оправдал ваши ожидания?

На самом деле все не так страшно. Действительно, УФ-печать в нашей стране появилась недавно, она имеет свои характерные особенности, опыт работы с новым типом красок есть не у всех типографий. Но беспокоиться не следует (по крайней мере, заказчикам нашей типографии).

Допечатная подготовка издания под УФ-краски не несет каких-либо существенных отличий от подготовки под конвенциональные краски, однако имеет некоторые аспекты, связанные с технологией печати. Краски для УФ-печати более вязкие, поэтому растискивание по сравнению с традиционными красками выше на 5–7%, изображение получается более насыщенным.

Данная проблема решается путем построения компенсационных кривых при выводе офсетных пластин. Наш допечатный отдел уже выполнил эту задачу, поэтому наши клиенты могут не беспокоиться о том, что иллюстрации в буклетах, каталогах и т. п. будут отличаться по насыщенности от напечатанных конвенциональными красками. Еще одна особенность связана с материалами, точнее, нагревом под действием УФ-излучения. Изменение размеров материала может быть разным, однако треппинг снимает множество проблем. Величина треппинга будет зависеть от запечатываемого материала. Например, при печати на металлизированном картоне погрешность составляет 0,1 мм.

Дополнительную особенность вносит технология drip off. Изображение лака должно быть негативным. Связано это с самим процессом получения эффекта выборочного лакирования. Офсетный лак наносится выборочно, а УФ-лак покрывает печатный лист целиком. В местах соприкосновения УФ-лак «проваливается» в офсетный и наоборот — остается на участках, свободных офсетного. Получается эффект выборочного лакирования.

Собственно, никаких дополнительных сложностей при подготовке файлов для УФ-печати не возникнет — нужно только соблюдать основные требования создания макета. Все остальное мы выполним сами или дадим рекомендации, как избежать тех или иных проблем при подготовке файлов к последующей печати.

[ Комментарий специалиста ]

Мартина Роте,
инструктор-печатник,
КБА (Радебойль)
С приобретением шестикрасочной листовой офсетной машины KBA Rapida-74 в УФ-оснащении у фирмы «Триада Лтд» появилась возможность значительно расширить спектр выпускаемой продукции. При этом печать может производиться практически на любом материале, будь то бумага, пластик или металлизированный картон. Кроме того, на машине может также применяться отделка печатной продукции «в линию» по технологии drip off.

Моя задача состояла в том, чтобы познакомить обслуживающий персонал машины со всеми тонкостями печати. Именно владение технологическими приемами и доскональное знание техники позволит типографии «Триада Лтд» предложить своим заказчикам в будущем высочайший стандарт качества печати и отделки продукции.

В заключение стоит сказать несколько слов об организации самой печати на УФ-машине. Одна из ее ключевых особенностей состоит в том, что очень важной и весомой становится роль технолога. Поэтому в процессе инсталляции машины компания КБА, поставщик оборудования, не только провела традиционный инструктаж печатников, но и организовала для нас специальное технологическое обучение, в ходе которого специалист-технолог с многолетним опытом работы рассказал нам о множестве нюансов и тонкостей гибридной и УФ-печати.

Технологически грамотно организованный процесс работы на УФ-машине сам по себе является надежной гарантией качественного результата. Помимо этого машина также прошла приемку по методике FOGRA — европейскому стандарту качества печати.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»