ТЕОРИЯ
ЯРЛЫК КАК ОТРАЖЕНИЕ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ МОДЫ

В нашей редакции давно зрела мысль затронуть тему ярлыков. Да, тех самых, которые мы обычно разглядываем, выбирая себе одежду. Всеобщими усилиями удалось собрать внушительную коллекцию. (Кстати, пришлось изрядно потратиться.) Самые интересные оказались на страницах нашего «Формата».

Обратившись к теме ярлыков, прежде всего пришлось столкнуться с многозначностью этого слова. Из множества определений основными оказались два. Экономический словарь определяет ярлык как «вид товарного знака», издательский словарь трактует его как «листовое издание», которое прикрепляется к товару.

Так что такое ярлык? Средство продвижения товара или вид полиграфической продукции? В первом случае ярлык близок по функциям к этикетке и упаковке, во втором — его можно рассматривать как отдельное печатное издание со свойственными ему особенностями. Какого же предназначение этого небольшого предмета? Основная функция товарных ярлыков — информационная. Именно на них размещаются сведения о товаре. Если речь идет об одежде, то это наименование изделия, артикул, цвет, размер, состав материала, фирма-изготовитель, сведения о поставщике, способы ухода за изделием, цена и т. д. Основная масса ярлыков выполняет именно такое утилитарное назначение.

Другое дело ярлыки, которые, помимо информационной, выполняют еще и рекламную функцию. Они способствуют привлечению внимания покупателей к товару, продвижению бренда. Как правило, дизайнеры одежды уделяют внимание не только созданию собственно вещи, но и ее целостного образа, а это воплощается в продуманности деталей. И ярлык здесь играет не последнюю роль. Все известные Дома моды или модельеры, выпускающие одежду под собственной маркой, имеют легко узнаваемый торговый знак, который обычно украшает ярлыки.

В последнее время в комплекте с ярлыками прилагаются целые рекламные буклеты, рассказывающие, например, о достоинствах выбранной вами фирмы, новых современных материалах и технологиях, используемых в изготовлении изделия. Также они могут содержать инструкцию по уходу на нескольких языках или же каталог сезонной одежды, что следует считать удачным рекламным ходом. Покупатель, приобретая одну вещь, может заодно ознакомиться с целым ассортиментным рядом.

Стильные ярлыки для модной одежды. Выполнены на картоне с помощью трафаретной печати в три краски. Вырубка не применялась
Комплект ярлыков для детской одежды. Многокрасочная печать на картоне, трафаретный лак, вырубка. Дополнительно прилагается комплет игрушечных наклеек

Однако все эти рекламные «трюки» совершенно невозможно воплотить без полиграфических средств. И здесь уже речь пойдет о ярлыке именно как о виде печатной продукции.

Форма и размер. Ярлыки имеют самые разные размеры и формы. Вся геометрия возможных форм доступна современной полиграфии.

Некоторые типографии, которые занимаются изготовлением ярлыков, предлагают многочисленные стандартные варианты форм и размеров. Клиент может изрядно сэкономить на дизайне своего макета ярлыка, если воспользуется заготовками типографии. Их выбор может быть таким разнообразным, что даже прибегнув к «стандарту», изделие получится вполне эксклюзивным.

Ярлыки сложной формы из картона, пластика и металлизированной бумаги. Печать офсетная плюс
трафаретное лакирование (слева) и печать кроющими красками (справа). Сложная вырубка

Крепление. Ярлыки, как правило, подвешиваются к одежде. Для этого в самом ярлыке сверлится небольшого диаметра отверстие. Иногда оно укрепляется колечками пикколо для предотвращения разрыва. Далее фантазия для творчества не ограничена. Для подвешивания используются ленты из шелка или бархата, тесьма, пластиковые шнуры, веревочки, нити и т. д. Иногда ярлыки крепятся с помощью небольшой булавки, кнопки или цепи. Вариантов масса.

Конструкция. По этому признаку ярлыки можно классифицировать следующим образом:

  • простые (одинарные) — состоят из одной части. На лицевой стороне обычно содержится название торговой марки и ее знак, а на обороте — вся необходимая информация об изделии;

  • составные — несколько частей скрепляются либо пикколо, либо подвешиваются на одном шнуре. Как правило, это дизайнерские ярлыки. Информация об изделии может помещаться или только на одной из частей ярлыка, или разбиваться на несколько;

  • складные — имеют один или несколько сгибов, представляя собой буклет.
Ярлыки на картоне и бумаге с тиснением фольгой
и нанесением объемного трафаретного лака
Ярлык с присоединенным миниатюрным
буклетом рекламного содержания

Часто к ярлыкам прилагаются образцы материала, из которого сделано изделие, или наполнителя (кожа, пух, перо, синтепон и т. д.). Также запасные детали — пуговицы, кнопки, нитки — вкладываются в отдельный прозрачный пластиковый пакетик, или же иногда для них изготавливается специальный кармашек. Все это делает сам ярлык многосоставным, сложным по конструкции и более заметным для покупателя, который вынужден будет обратить на него внимание, хотя бы для того, чтобы изучить содержание дополнительных элементов.

  • Используемые материалы. Современная печатная техника позволяет запечатывать самые разные материалы. Поэтому никаких ограничений по их выбору для изготовления ярлыков нет. Они могут быть выполнены на плотной бумаге, картоне, ткани, пластике, металле, дереве и т. д. Модно стало сочетать несколько разных материалов: бумагу и пластик, бумагу и кальку, картон и дизайнерскую бумагу и т. д.
  • Способы отделки. Ярлык — это продукт полиграфической моды. И все модные, интересные виды послепечатной отделки можно гарантированно на нем увидеть.
Комплект ярлыков может изготавливаться из дорогих сортов бумаг
или даже искусственно состаренного картона. Интересно как это делают?

Ярлыки, выполненные трафаретной печатью на «неполиграфических» материалах: ткани, алюминии, пластике
Прежде всего надо отметить, что ярлык — малоформатное издание, и каким бы по сложности исполнения оно ни было, вырубка используется почти всегда. Некоторые ярлыки ламинируют, это заметно продлевает срок их службы, особенно, если выполнены из бумаги. В качестве отделки часто используется выборочное лакирование. Иногда применяют специальные лаки, в частности, глиттерные или фактурные. Не редко используют конгрев и тиснение фольгой, как традиционно золотой, так цветной и голографической. В нашей коллекции есть ярлык с лентикулярной печатью. Но это скорее исключение.

[ МНОГОЗНАЧНОЕ ПОНЯТИЕ ]

Ярлык казанского ха-на
Сахиб-гирея 1523 г.
«Ярлык» — слово тюркского происхождения и означает «приказ». С XIII по XV в. так на Руси называли письменные указы хана Золотой Орды, выдаваемые русским князьям на великое или удельное княжение и митрополитам на освобождение церкви от налогов и повинностей. При Петре I ярлыками называли театральные билеты. Времена менялись, и это слово перешло в товарную сферу. Появились бутылочные, аптечные, багажные ярлыки. Прямая зависимость от экономической и общественной жизни досталась ярлыку «генетически». Сегодня значения термина могут серьезно отличаться в зависимости от выбранной тематики. В современном экономическом понимании ярлык означает товарный знак на изделии в виде наклейки, этикетки или на прикрепленном к нему талоне, в котором указаны данные о товаре (вес, количество, цена, изготовитель, дата изготовления и т. д.). В другом смысле ярлык — слово или характеристика (отрицательно окрашенная), употребляемая с целью дискредитировать человека, группу лиц в глазах других людей. Выражение «вешать ярлыки» носит именно такое негативное значение. В компьютерной сфере ярлыками называют файлы, служащие для быстрого запуска другого файла, папки или интернет-страницы.

В большинстве случаев производители ярлыков ограничиваются многокрасочной печатью, выбирая для оформления яркие, насыщенные цвета или придумывая целый сюжетный ряд. Такой ярлык уж точно не затеряется.

На сегодняшний день ярлык является мощным маркетинговым инструментом, и его нельзя рассматривать как приложение к товару. Он несет в большей степени рекламную и имиджевую нагрузку. Ведь более половины покупателей в первую очередь тянутся за ярлыком, даже еще не посмотрев на сам товар. Это один из наиболее важных элементов оформления упаковки, который должен обладать привлекательностью и информативностью одновременно.

[ ИСТОРИЯ ЯРЛЫКА ]

Cтоль привычная в нашем обиходе вещь как товарный ярлык имеет более древнюю историю, чем может показаться на первый взгляд. Уже в III в. до н. э. прообразы современных ярлыков встречаются в Древней Греции. Они изготавливались из небольшого куска папируса и приклеивались к глиняным амфорам, сообщая сведения о содержимом сосуда — обычно оливковом масле или вине. Однако именно виноделие, которым так славилась Южная Италия, сделало ярлыки наиболее востребованным и даже необходимым атрибутом. Вино, производимое в этом районе, пользовалось огромным спросом по всему Средиземноморью — от Малой Азии до Пиренейского полуострова. Перевозимое в терракотовых амфорах на кораблях, этот ценный напиток проходил строжайший контроль качества. Тогда и появились первые обозначения, указывающие на год, район производства, цвет и наличие сладких добавок. Покупатели придирчиво вглядывались в буквы и цифры на ярлыке, стараясь убедиться, что амфора прибыла действительно из тех мест.

В то время пользование товарными ярлыками носило единичный характер. Кроме папируса, других материалов для их изготовления не было. И только после появления и широкого распространения бумаги маркировка товаров и грузов с помощью товарных ярлыков стала применяться массово.

После падения Римской империи на смену эпохе высокой грамотности пришли средневековое невежество и презрение к учености. Торговцам стало невыгодно использовать надписи на товарах — ведь их мало кто мог прочесть. В моду вошли товарные знаки и клейма, впрочем, известные еще с античности.

Рождение ярлыка в современном понимании пришлось на 1880 г. — расцвет Промышленной революции. До этого информация о товаре была представлена в виде помет на коробках и пакетах. Купцы сами перевозили и продавали товары. От них покупатели могли узнать о промышленнике и качестве товаров. До определенного момента этого было достаточно, однако растущая конкуренция на рынке требовала, чтобы товар был более привлекательным, а информация о нем стала более расширенной и передавалась вместе с самим товаром. Таким образом, потребность в товарных ярлыках многократно возросла.

Первые ярлыки появились на продуктовых, табачных и цветочных рынках. Как правило, они создавались художниками и выполнялись на бумаге техникой литографии. Использование ручного труда делало их изготовление весьма дорогим. Только с внедрением типографского способа производства стоимость заметно снизилась. Возможно, наиболее важное событие в истории ярлыков произошло в ХХ в. В 1935 г. Стантон Эвери (1907–1997) основал компанию Avery Dennison. Он разработал и изготовил первый в мире самоклеящийся ярлык.

Как любой продукт своего времени, ярлык отражает культурные потребности населения, достижения науки и техники. По современным ярлыкам можно судить также о состоянии полиграфии и модных тенденциях в отрасли.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»