на главную
о журнале
содержание
архив номеров
подписка
распространение
поиск по сайту
наш адрес

Формат №9
Декабрь, 2008

Статьи из журнала Формат №9-2008

ИСКУССТВО, ВОПЛОЩЕННОЕ В ПОЛИГРАФИИ

ИСКУСНАЯ МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ,
ИЛИ КАК РОЖДАЕТСЯ ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ИЗДАНИЕ

ВЫСТАВКА НОВИНОК ИНДУСТРИИ РЕКЛАМЫ

ON DEMAND: ЭРА ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«МЭТР ПОЛИГРАФИИ-2008»:
ЧЕМПИОНЫ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ОЛИМПА

КОГДА РЕКЛАМНОМУ ГОЛОСУ НЕ ХВАТАЕТ МЕТАЛЛА

авторам реклама перепечатка english version
ПРАКТИКА
КОГДА РЕКЛАМНОМУ ГОЛОСУ НЕ ХВАТАЕТ МЕТАЛЛА

Чтобы печатная продукция «зазвучала», чаще всего прибегают к использованию в ней металлизированных эффектов. Существует множество способов, чтобы придать оттискам металлический цвет и блеск. Мы рассмотрим основные из них и просчитаем, как изменится стоимость производства такого изделия.

Вряд ли кому-то из полиграфистов следует рассказывать, что в последнее время рекламная продукция существенно усложнилась. Но, как известно, всякое усложнение неизбежно ведет к удорожанию. Казалось бы, для типографий это хороший вариант развития событий. Однако задача стоит прямо противоположная: одновременно с усложнением продукции необходимо снизить затраты на ее производство. А это в свою очередь довольно непросто, учитывая некоторые финансовые сложности, возникшие сейчас в мире.

Рис. 1. Обложки для школьных тетрадей. Слева: отпечатанная на металлизированной бумаге с использованием
кроющих белил. Справа: серия обложек с применением высоконасыщенной серебряной краски

Выходов у заказчиков полиграфической продукции немного: либо упрощать продукцию, либо искать технологические пути ее удешевления. Первый путь — эффективный, но здесь важно соблюдать осторожность. Можно до такой степени упростить продукцию, что она будет визуально хуже, чем у конкурентов, а это отрицательно скажется на имидже компании. Остается только один действенный способ — искать технологические пути оптимизации производства той или иной продукции и за счет этого делать ее более доступной. Под этим правильно понимать не поиск самой дешевой типографии, которая возьмется за изготовление данного продукта, а первоначальный анализ — какую технологию использовать для наиболее эффективного достижения результата, и только после этого искать типографию, которая наилучшим образом может работать по указанной технологии.

Добавим металла

Металлические изделия вот уже на протяжение нескольких сотен лет прочно входят в наш повседневный мир, и со временем их становится все больше. Металлический блеск притягивает взгляд и завораживает. Он ассоциируется с современностью, техническим прогрессом, перспективами и т. д. Немудрено, что большинство разработчиков полиграфической продукции желают иметь металлизированные эффекты в готовом изделии. Причем они используются практически повсеместно: от упаковки и периодики до визитных карточек. А значит, необходимы технологические решения, с помощью которых металлизированные эффекты можно наносить на оттиски.

Рис. 2. Обложка этого календаря отпечатана на металлизированной
бумаге УФ-печатью с использованием кроющих белил

Традиционная триадная полиграфия возможностями «металлизации» не обладает, хотя используется для воспроизведения металлических изделий на оттиске и иногда получается неплохо. Тем не менее полноценное ощущение металлической поверхности не возникает даже на фотографиях и полностью пропадает при попытке изобразить металлизированную плашку. А поскольку заказчики стремятся иметь подобные эффекты на оттиске, то неминуемо должны были появиться и технологии их получения. Но прежде чем перейти к их описанию, попробуем разобраться, что следует понимать под понятием «металлизированный эффект».

  • Металлический цвет. В основном встречаются два вида природных металлов: белый и желтый. В последние годы появились еще и искусственные разноцветные «металлики», но они не имеют ничего общего с природным металлическим цветом.

  • Металлический блеск. Здесь имеется в виду возможность отражать и преломлять свет определенным образом. Понятие «металлический блеск» не требует пояснений, это как аксиома. И хотя оно может определяться вполне объективными характеристиками, например, величиной глянца и показателями рассеяния света на поверхности, тем не менее каждым воспринимается субъективно на глаз.

  • Зеркальный эффект. Как известно, гладко отполированный металл способен «работать» как зеркало и отражать в себе окружающую действительность. И для полноценной имитации металла на оттиске подобные возможности у полиграфии должны быть.

  • Прочие эффекты. При необходимости можно сымитировать матовый металл, следы механической обработки, «шершавость» поверхности, эффект состаренного металла (например, бронзы) и многое другое, но, как правило, это требует больших усилий и затрат. Однако желаемый результат удается получить не всегда. Все зависит от возможностей той или иной технологии «металлизации». А они в последнее время получили широкое развитие.

Нанесение «металла» на бумагу

Здесь мы будем говорить в основном об обеспечении металлизированных эффектов на обычной или специально подготовленной бумаге или других неметаллических материалах — картоне, пластике и т. д., с которыми чаще всего приходится сталкиваться заказчикам при изготовлении рекламной или упаковочной продукции. Специальные виды металлизированных эффектов, получаемых при печати непосредственно на металле (например, на пивных банках или жести для консервных банок), мы рассматривать не будем.

Рис. 3. Блестящий металлизированный картон
часто используется в парфюмерной упаковке

Металлизированные краски. Это самый простой способ придания бумаге видимости металлической поверхности. Подобные краски выпускают практически все производители офсетных красок. В основном это либо золотые, либо серебряные, реже встречаются цветные металлизированные краски. Сразу следует оговориться, что ожидать от использования обычных металлизированных красок ярко выраженного металлизированного эффекта не стоит. Блеск окрашенной такой краской поверхности достаточно слабый, и по коэффициенту отражения она скорее относится к матовым поверхностям (см. справку). Показатели глянца у средних металлизированных красок находятся в пределах 40–50 единиц. На глянцевых бумагах он может быть выше, на некоторых матовых — ниже, а на офсетной или дизайнерской бумагах — исчезнуть совсем. Это следует иметь в виду при выборе бумаги для печати металлизированными красками.

Этот метод получил широкое распространение. Серебро или золото используют в качестве дополнительной (пятой) краски при триадной печати для получения большей визуальной привлекательности изделия и придания ему высокого статуса. Недаром в престижных изданиях (банковских отчетах, проспектах компаний и т. д.) печать металлизированными красками применяется довольно часто.

Кроме того, нередко возникает желание использовать металлизированные эффекты в графических и иллюстративных сюжетах, совмещая металлизированные краски с триадными (накладывая их друг на друга). Но такой подход, даже если и удается реализовать технологически (а это непросто, поскольку наложение обычных триадных красок на металлизированные происходит очень плохо), визуальной привлекательности сюжету не добавляет, а иногда даже его портит. Серебряная краска в этом случае работает скорее как серая, поэтому получить на иллюстрации, содержащей блестящие изделия из металла, реальные металлизированные эффекты таким образом не удастся. Во всяком случае, это не будет выглядеть натурально. Для подобных работ используются специальные печатные системы (о них см. справку).

Рис. 4. Тиснение фольгой поверх металлизированной бумаги придает изделию особый шик

Получается, что золотая и серебряная краски не очень подходят для получения металлизированных эффектов на оттиске, это скорее «бюджетное решение». Впрочем, недавно прошла информация о появлении на рынке новой серебряной краски, которая обеспечивает выдающийся металлический блеск и дает зеркальный эффект. Показатель глянца у такой краски при правильном использовании приближается к 90 единицам, что, вероятно, поможет получать хорошие металлизированные эффекты печатным способом. К сожалению, с такой краской нам пока работать не приходилось, поэтому о результатах ничего сказать не можем.

[ ИЗМЕРЕНИЕ ГЛЯНЦА ]

Когда речь идет о нанесении на поверхность бумаги различных покрытий, которые призваны обеспечить ей блеск, то вспоминают о такой характеристике оттисков как «глянец». На самом деле глянец присутствует у любой поверхности (если, конечно, это не абсолютно черное тело, но в окружающей природе оно не встречается), только величина его у каждой из них различна. Для того чтобы количественно измерить величину глянца, применяют прибор глянцометр (или глоссметр). Принцип его работы простой: на поверхность направляют источник света под определенным углом (в различных стандартах он разный: 25, 45, 60, 80 угловых градусов), и под таким же углом устанавливают приемник. Чем больше глянец у поверхности, тем больше она отражает свет под тем же углом, под которым свет падает. У зеркала отражение света близко к 100%. Для количественного измерения применяют сравнение количества отраженного света с упавшим. В качестве отражающего элемента используется специальное черное эталонное зеркало. Его показатель принимается за 1. Отражение абсолютно черного тела за 0. У всех реальных предметов отражение находится между этими цифрами. Однако показатели глянца сильно отражающих поверхностей или специальных сложных оптических элементов, например, голограмм или голографической фольги, получаются больше 1. Но чаще всего отражение находится в пределах от 0 до 1 (или для удобства — между 0 и 100%).

Для многих красок и покрытий (например, лаков) параметры глянца нормируются. К примеру, матовые лаки имеют значение глянца 10–20 единиц, глянцевые —90–95 единиц. В промежутке находятся полуматовые лаки. Аналогичным образом можно измерять и показатели глянца поверхностей запечатываемых материалов: бумаги, пленки, картона. По показателю глянца бумаги делятся на матовые (20–30 единиц), полуматовые и глянцевые (70–80 единиц). Металлизированные бумаги могут иметь показатель глянца 90–95 единиц, а специальные ламинаты, в состав которых входит картон и тонкая полимерная пленка с металлическим напылением — около 100 единиц и иногда даже больше.

Металлизированная бумага и картон. Это еще один распространенный способ получения металлизированных эффектов на оттиске. Металлизированная бумага используется в полиграфии достаточно часто. Некоторые виды продукции без нее теперь практически и не печатают. Достаточно вспомнить пивные этикетки или, например, упаковку зубной пасты. При изготовлении такой бумаги на ее поверхность наносится тончайшая металлическая фольга. В результате получается материал, внешне похожий на лист металла. Причем его поверхность может быть как глянцевой, почти зеркальной, так и матовой, словно лист алюминия, или имитировать следы обработки металла (например, шлифовки).
Работать с таким материалом непросто. Во-первых, металлизированная поверхность делает бумагу плохо впитывающей, а значит, печатать на ней обычными красками невозможно (они не будут сохнуть). Нужны либо специальные краски для невпитывающих поверхностей, либо УФ-отверждаемые (и печатная машина с УФ-сушками). Во-вторых, для получения хорошего динамического диапазона изображения (или по-другому контраста) требуется применение белил (см. справку). В силу своей специфики металлизированная бумага обладает ярко выраженным тоном — чаще всего серым, поскольку бумага «серебряная», но бывают и другие. Таким образом, полутоновое изображение на ней получается так, будто его нанесли на сплошную двадцатипроцентную серую плашку. Примерный эффект показан на рис. 6. К сожалению, многие издатели или разработчики упаковки об этом не задумываются и печатают триадными красками по металлизированной поверхности. Как правило, получается посредственно. Следовательно, при печати по металлизированной бумаге необходимо использовать кроющие белила, зачастую в несколько слоев. Ими необходимо закрыть все, что не должно иметь металлического блеска. Это создает определенные сложности при работе с сюжетом. Дизайнер должен обладать большим опытом и чутьем, чтобы правильно выбрать в полутоновом сюжете те части, которые нужно полностью или частично (запечатать не сплошной плашкой, а процентной) закрыть белилами. Во многом от квалификации дизайнера зависит, что получится в итоге. К сожалению, заранее увидеть результат невозможно ни с помощью цветопробы, ни на экране монитора. Требуются эксперименты непосредственно на печатной машине. Зато, если все сделано грамотно, имитация металла получается практически полная — и цвет, и глянец, и зеркальный эффект и даже имитация бронзы. Из недостатков можно упомянуть разве что существенную дороговизну металлизированных бумаг, а также трудности с имитацией высокоглянцевых металлических поверхностей, например, хромированных (глянец металлизированных бумаг обычно меньше глянца хрома). Важно также отметить, что металлизированная бумага редко бывает двусторонней, поэтому использовать ее для рекламной продукции затруднительно (разве что для упаковки или обложек журналов).

Рис. 5. Пример использования металлизированных бумаг
в упаковке: обычной (слева) и дифракционной с рисунком (справа)

Металлизированные ламинаты. Подобные материалы представляют собой бумагу или картон, на которые методом ламинирования наносится тончайшая полимерная (обычно лавсановая) пленка, покрытая заранее слоем металла микронной толщины. Такие пленки производятся серийно в больших объемах и используются в быту (в них, например, заворачивают цветы в цветочных палатках), поэтому они относительно недороги. Металлизированные ламинаты изготавливаются либо в типографиях, либо в специальных организациях. На заказ можно получить как односторонний, так и двусторонний ламинат, который требуется для выпуска рекламной и другой «металлоимитирующей» печатной продукции.

[ Справка ]

Печатные системы для создания металлизированных эффектов

Таких систем на мировом рынке сейчас две (во всяком случае, о которых нам известно): Metal FX и ECP. В целом принцип их работы примерно одинаковый. В качестве основы для создания металлизированного эффекта используются специальные краски — серебряная или золотая, обладающие двумя важными особенностями. Во-первых, глянец создаваемой ими поверхности примерно в 2 раза больше, чем у обычных серебряной или золотой красок (в среднем около 70 единиц против 35–40). Это позволяет существенно улучшить металлизированный эффект на оттиске. Во-вторых, триадные краски этих систем обладают повышенной адгезией к базовым краскам — серебряной или золотой. В результате триаду можно накладывать на серебро или золото непосредственно в процессе печати в линию, даже без предварительной сушки серебра. Подобный трюк с обычными красками не получается: если первым кладется обычное серебро, то в следующих печатных секциях оно с бумаги частично снимается другими красками, а если его класть последним, то хорошего металлизированного эффекта также не получится, поскольку серебряная краска недостаточно прозрачная, чтобы под ней были видны предыдущие краски, — в результате выходит грязно-серебристая клякса поверх изображения.

Так что без указанных выше специальных технологий для получения «металла» в сюжете не обойтись.

Принципы печати на металлизированных ламинатах и бумагах ничем не отличаются. Разве что необходимо понимать, что ламинаты — полностью невпитывающий материал, а значит, лучше всего использовать УФ-печать и, естественно, с белилами. Преимущество ламинатов в том, что, помимо возможности получать двустороннюю продукцию, металлический глянец у них практически равен 100%, а в ряде случаев даже превышает эту величину. Это позволяет имитировать самые сложные, «блестящие» металлические изображения. Фактически на оттиске можно создать зеркало!

Рис. 6. Пример визуального эффекта при печати полутонового изображения на
металлизированной бумаге без использования белил (слева: образец, справа: результат)

Специальные пигменты. Добиться достаточно интересных металлизированных эффектов можно при помощи специальных перламутровых пигментов, которые добавляются в краску или лак. Таких пигментов множество, и описать их все просто невозможно. У нас был опыт работы с пигментом Bi-Flair 66 A производства компании Merck. Этот пигмент представляет собой микрокристаллы оксихлорида визмута, поставляемые в виде порошка, который вводится в специальную красочную основу (по сути, все компоненты краски, но без обычного пигмента), после чего им можно печатать как обычной краской. Результат впечатляющий. Обычная белая бумага начинает блестеть металлически-перламутровым блеском, создавая интересные визуальные эффекты. К сожалению, описать это на словах невозможно. По уровню глянца такой пигмент превосходит обычную серебряную краску, но, разумеется, сильно «не дотягивает» до результатов, получаемых при помощи металлизированных материалов.

Главное достоинство такого способа получения металлического блеска в том, что краска с пигментом Bi-Flair 66 А практически прозрачная и обладает легким бело-желтым оттенком. Следовательно, наложение этой краски поверх других практически не меняет их цвет, а за счет прозрачности сохраняется исходный цвет изделия. Поэтому достигается хорошая имитация любых красок-металликов для печати автомобилей, косметики или производства упаковки. А если, например, наложить этот пигмент на простую 25% серую плашку, то полученный результат никто не отличит от печати серебряной краской. Используя пигмент Bi-Flair 66 А в краске пятой красочной секции, можно получать огромное разнообразие металлических цветов на оттиске за один прогон. Из недостатков данного способа следует отметить только одно: сам пигмент довольно дорог, к тому же его нужно правильно замешать в специальную красочную основу. Самостоятельно это сделать практически невозможно, но подобные услуги оказывают некоторые компании, занимающиеся смешиванием красок по заказу клиентов, например, OktoPrint Service.

[ ПОПЫТКА СРАВНЕНИЯ ]

Разумеется, выбор того или иного способа получения металлизированных эффектов на оттиске зависит от желаемого результата. Многих, без сомнения, интересует вопрос, насколько удорожает продукцию металлизированный эффект и имеет ли смысл его использовать. Примем для простоты, что производство обычной продукции без металлизации будет стоить X + Y (где X — работа, Y — запечатываемый материал).

Самый простой и доступный способ металлизации — применение дополнительной золотой или серебряной краски. Это хоть и удорожает стоимость производства, но всего на 10–20%. (общая стоимость 1,2 X + Y). Правда, только в том случае, если в типографии установлена печатная машина с пятью красочными секциями. Иначе удорожание может быть больше, так как потребуется еще один прогон. Поскольку способ металлизации с использованием красок относительно недорог, то и эффект от него сравнительно невелик.

Использование специальных металлизированных красок поможет добиться более сильного визуального эффекта, но они существенно дороже обычных. Тем не менее доля краски в общей себестоимости невелика, так что продукция вряд ли будет дороже чем на четверть.

Имитация триадной печати по слою белил. Вверху: оригинал,
в середине: печать по одному слою белил, внизу: по двум слоям

При использовании металлизированных материалов (бумаги и картона) стоимость изготовления продукции заведомо увеличится. Прежде всего металлизированные материалы стоят в 2–2,5 раза дороже обычных. Кроме того, здесь потребуется печать по невпитывающим материалам с нанесением белил, а это более сложная и, как следствие, дорогая технология. Лучше всего использовать в этом случае печать УФ-отверждаемыми красками, но типографий, которые предлагают эту услугу, не так много, а меньший выбор приводит к более высоким ценам на печать. Стоимость УФ-печати будет примерно на 25–30% выше. Скорее всего понадобится дополнительный белый прогон. Можно, конечно, положить белую краску в первой секции печатной машины, после чего прогнать оттиск через сушку, установленную после первой секции, и продолжить печать триадными красками. Но для этого требуется печатная машина в специальной конфигурации, а таких на рынке пока мало. Более того, для лучших результатов целесообразнее положить два–три слоя белил (имитацию такого наложения см. на рис.). Только после этого на металлизированной поверхности образуется белый слой, схожий по белизне с бумагой. Такое дополнительное наложение будет стоить как отдельный прогон через печатную машину. Следовательно, производство такой продукции рассчитывается так: 2,5X + 1,3Y + 1,3Y (стоимостью отделки пренебрегаем, она должна быть одинаковой в обоих случаях).

При использовании ламинатов стоимость еще больше возрастает за счет дороговизны самих ламинированных материалов. Односторонний ламинат стоит примерно в 3 раза дороже бумаги, а двусторонний — в 4 и более. Следует отметить, что на ламинатах лучше всего использовать УФ-печать, применение фолиевых красок здесь нежелательно, так как на ламинатах они плохо сохнут. Формула вычисления стоимости производства того или иного вида полиграфической продукции на двустороннем ламинате такова: 4Х + 1,3Y + 1,3Y.

Попробуем просчитать на практике. Допустим, нам нужно изготовить 8-страничный (А4) металлизированный буклет тиражом 2000 экз. Для этого следует отпечатать один лист с двух сторон на полуформатной офсетной машине. При обычной печати на четырехкрасочной машине нам бы понадобилось две приладки и 4000 листопрогонов. Помимо этого, пришлось бы закупить примерно 1200 листов бумаги формата 62x94 см. Бумага обошлась бы в 200 USD, а собственно печать — в 500 USD. Если то же самое выполнить «в металле», то это нам обошлось бы в 3 раза дороже (2100 USD против 700 USD за обычную продукцию). Насколько оправданы такие переплаты, каждый решает сам.

Тиснение фольгой, как уже было сказано, имеет смысл использовать на небольшой площади. Но следует иметь в виду, что, помимо печати, возникают дополнительные технологические операции: изготовление штампа и собственно тиснение. Допустим, на описанном ранее буклете мы бы хотели выполнить в металле название и логотип компании. Общая площадь тиснения около 40 см2. Комплект обычных малотиражных штампов (например, из магния) обойдется сравнительно недорого, в пределах 50–200 USD в зависимости от сложности. При этом на каждый оттиск потребуется с учетом отходов примерно 50–60 см2 фольги. При стоимости фольги около 0,6 USD за 1 м2 затраты на нее на весь тираж составят 30 USD. Плюс собственно процесс тиснения, стоимость которого составит около 0,06–0,08 USD за «удар» — один экземпляр выполненного тиснения, плюс приладка пресса. Все это вместе еще примерно 350–400 USD. Таким образом, к 700 USD добавится около 430 USD, то есть стоимость продукции увеличится более чем в 1,5 раза.

Если площадь металлизации большая или предполагается еще печатать по фольге, то имеет смысл использовать холодное тиснение. Так как оно проводится в линию с печатью, то существенных дополнительных затрат на саму печать не потребуется, как и изготовления штампа. Очень грубо такую работу придется рассчитывать как печать с дополнительной секцией (еще 10–20%). Главные затраты здесь будут на саму фольгу, поскольку расход ее практически равен расходу бумаги*. В нашем примере мы можем изготовить полный аналог металлизированного буклета, используя холодное тиснение с двух сторон листа. Горячее тиснение обычно с двух сторон не используют, поскольку при воздействии штампа на листе бумаги или картона остаются следы механического воздействия, — таким тиснением лучше не злоупотреблять. Для изготовления заказа этим способом нам потребуется около 1100 м2 фольги, прямые затраты на нее составят 660 USD. Впрочем, стоимость фольги для холодного тиснения несколько выше. Сюда же нужно добавить еще около 50 USD на специальный клей. Получится, что общие затраты на производство металлизированного буклета по технологии холодного тиснения составят 1400 USD, это вдвое выше, чем обычная печать. Однако в нашей стране, как мы знаем, нет типографий, где были бы установлены офсетные машины с возможностью холодного тиснения фольгой.

Что касается промышленного бронзирования, то эта технология в России пока уникальна, и нам не известно, как она может повлиять на стоимость изготовления заказа и насколько полученный результат будет эффективен.

* Расход фольги может быть несколько меньше, если металлизируемая часть уже листа печати, тогда можно использовать более узкий рулон, но это частный случай, и мы его рассматривать не будем.

Тиснение фольгой (горячее). Пожалуй, это один из самых старых способов создания металлизированных эффектов. Полиграфическая фольга представляет собой тончайший слой металла, нанесенный на бумагу или полимерную пленку. Поверхность металла в свою очередь покрыта слоем специального термоплавкого клея. В процессе тиснения нагретым штампом фольгу прижимают к поверхности, на которую планируется нанести изображение. Нагретый штамп плавит клей, и слой металла приклеивается к запечатываемой поверхности. После этого фольгу снимают. В том месте, где клей расплавился, металл прилипает к поверхности, в остальных местах этого не происходит. Таким образом, на оттиске остается изображение, соответствующее по форме нагретому штампу.

Такой способ получения металлизированных эффектов применялся в переплетном деле еще сотни лет назад. Только раньше для нанесения «металла» на переплетную крышку использовали сусальное золото, «клеем» для которого служил расплавленный воск. Эта технология почти в первозданном виде сохранилась до наших дней, разве что собственно тиснение теперь происходит на автоматизированном оборудовании, да и ассортимент фольги многократно вырос — с двух видов (серебряной и золотой), до нескольких сотен.

Рис. 7. Очень интересных визуальных эффектов можно добиться при помощи конгревного тиснения с использованием полиграфической фольги
Тиснение фольгой обеспечивает хороший металлизированный эффект в силу того что при этом способе происходит реальное нанесение металла на лист бумаги или картона. Таким образом, все визуальные эффекты полностью соответствуют реальному металлу. Неслучайно все виды полиграфической продукции, где требуется настоящий металлизированный эффект, изготавливают с использованием тиснения фольгой.

Главным недостатком этого способа является его сложность, а значит, дороговизна. Планируя изготовление печатной продукции с применением тиснения, следует это учитывать. К тому же не каждая типография имеет в своем активе подобную технологию. Необходимо также предусмотреть изготовление специального металлического (реже полимерного) штампа, которым собственно и проводится тиснение. Еще одним серьезным ограничением является то, что площадь, на которую планируется нанести фольгу, не должна быть большой, поскольку в этом случае трудно обеспечить равномерность давления и температуры, а именно это залог качества тиснения. Горячее тиснение фольгой наиболее эффективно на небольших площадях «металлического» изображения (заголовок, логотип, орнамент и т. д.).

Тиснение фольгой (холодное). Этот способ металлизации мало чем технологически отличается от предыдущего. Здесь также используется полиграфическая фольга, но способ ее нанесения несколько иной. В отличие от горячего тиснения, которое невозможно выполнять в линию с печатью (по причине чего этот способ получается дорогим и медленным), метод холодного тиснения специально разработан для непосредственного применения на печатной машине (причем как на офсетной, так и флексографской). При холодном тиснении с одной из печатных секций машины на оттиск наносится специальный клей, затем к этому оттиску прижимают фольгу. В местах, где был клей, металл прилипает к оттиску, после чего фольга удаляется. В результате создается «металлическая» поверхность. Поскольку при таком нанесении фольги не используется горячий штамп, технология названа «холодным тиснением». Преимуществ у этого метода много. Поскольку клей наносится из печатной секции как печатная краска, можно осуществлять выборочное нанесение и даже «полутоновое», что невозможно ни при каких других способах металлизации (разве что при негативной запечатке белилами металлизированной бумаги). Нанесение металлических покрытий проводится на реальной скорости работы машины и в линию. Более того, после нанесения металлического слоя на поверхности металла можно срезу же печатать изображение, получая очень выигрышные визуально, металлические эффекты. Более того для этой технологии совершенно не важно какая площадь «металлизации» требуется. Чем она больше, тем лучше. Теоретически можно даже весь оттиск даже большого формата равномерно покрыть металлом. С другой стороны если стоит такая задача, то лучше взять металлизированный запечатываемый материал. Поэтому лучше всего этот способ подходит в тех случаях когда площадь металлизации большая, но не сплошная. В этом случае «выкрывать» сплошной металлизированный материал белилами может оказаться сложно и дорого и с худшим качеством. При всем совершенстве современных полиграфических красок слой белил (даже несколько) нельзя сравнивать с белой бумагой. Качество печати на них просто не соизмеримо.

К сожалению оборудования для осуществления холодного тиснения фольгой в нашей стране практически нет. Насколько нам известно, офсетных печатных машин с секциями холодного тиснения в нашей стране нет, есть единичные экземпляры флексографских машин с секциями холодного тиснения, но они задействованы в производстве самоклеящихся этикеток.

На этом разумеется не ограничивается список способов металлизации оттисков. Есть трафаретные лаки и краски с металлическим пигментами, которые из за большой толщины слоя дают более выигрышный эффект. Есть и совсем не полиграфические способы типа репрографии, но мы их здесь не рассматриваем. Так что описанные здесь способы можно считать полным набором полиграфических средств «металлизации» оттисков. Какой из них выбрать в том или ином случае это всегда технологическая задача. Правильно разобраться в этом не так просто. Поэтому здесь очень важен постоянный контакт с типографией и четкое понимание, что хочется сделать.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»