Искусная
материализация,
или Как рождается высокохудожественное
издание
|
Елена Львовна Калагурова,
начальник отдела технического контроля |
|
Игорь Анатольевич
Коровин,
главный технолог
«Московский центр упаковки» |
Московский
центр упаковки — универсальное предприятие,
парк оборудования которого оснащен современной
техникой высокого класса от ведущих производителей.
Это позволяет нам выпускать широкий ассортимент
печатной продукции, в том числе сложные,
высокохудожественные издания. Выпуск книг
по искусству, музейных каталогов, фотоальбомов
— достаточно узкое направление для нашего
предприятия. В силу определенной специфики
и своего читательского адреса такие издания
не могут быть массовым продуктом, поэтому
подобные заказы поступают не каждый месяц.
При тиражировании произведений живописи,
художественных фотографий и других изображений,
требующих хорошего качества воспроизведения,
важны прежде всего точная цветопередача
и высококлассная печать. Однако, чтобы
этого добиться, необходимо несколько составляющих:
современное оборудование, квалифицированный
персонал, полное соблюдение технологических
процессов и контроль на всех этапах производства.
Для получения качественно выполненного
заказа проводится большая и серьезная
работа — от поступления макета в типографию
до выхода готовой продукции.
Выбор материалов
и способов отделки
Любой
заказ, поступивший в «Московский центр
упаковки», сопровождают специалисты технологической
группы. На первом этапе технологи по подготовке
заказа оценивают возможность его изготовления
на имеющемся у нас оборудовании, проверяют
готовность макета к печати в соответствии
с нормами международных стандартов и внутритипографскими
требованиями, подбирают и обсуждают с
заказчиком выбранные материалы и способы
отделки.
Бумага.
Для изданий по искусству, музейных каталогов
преимущественно используется высокоглянцевая
бумага двух- или трехслойного мелования.
Многокрасочные изображения на ней получаются
яркими и красочными, а мелкие детали воспроизводятся
более четко. Характерный блеск страниц
дополнительно подчеркивает роскошь издания.
По желанию заказчика возможно применение
и матовой бумаги. Здесь визуальный эффект
достигается за счет контраста матовой
поверхности материала и глянца краски.
На таких бумагах используются специальные
серии красок. Следует также учитывать,
что матовые бумаги не лакируются и требуют
длительной сушки после запечатывания.
При небольших тиражах (а высокохудожественные,
чаще эксклюзивные, издания, как правило,
малотиражные) иногда прибегают к ручному
подбору листов во избежание дефектов при
автоматизированном листоподборе.
Переплет.
На нашем предприятии возможно изготовление
любого типа переплета, в том числе интегрального.
Для высокохудожественных изданий выбирают
обычно твердый переплет, хотя индивидуальные
издания художественных работ или корпоративные
каталоги агентств, где к качеству воспроизводимых
изображений предъявляются ничуть не меньшие
требования, могут скрепляться бесшвейным
способом.
Заказчикам мы предоставляем образцы отделочных
материалов — от стандартных до эксклюзивных,
а также экземпляры готовой продукции,
на примере которых можно составить представление,
каким в итоге получится издание.
Переплетные крышки изготавливаются с
применением синтетических материалов на
тканевой или бумажной основе — балакрон,
лидерин, бумвинил и т. д., возможно использование
дизайнерских материалов, редко применяется
кожа в силу ее дороговизны. Картон — неотъемлемая
часть любого твердого переплета — может
быть любой толщины по желанию заказчика
и с учетом особенностей самого издания.
В зависимости от выбора переплетных материалов
определяется и способ изготовления переплета
— автоматизированный или ручной.
Естественно, технологи могут дать рекомендации
заказчику по выбору материалов, отвечающих
заданной ценовой категории и различным
параметрам — длительности срока службы,
прочности, хорошей раскрываемости и других.
Тем более что сейчас появилось много индивидуальных
клиентов, которым нужна помощь в данном
вопросе.
Дополнительная
отделка. Высокохудожественные издания
преимущественно содержат репродукции произведений
искусства или фотографии музейных экспонатов,
поэтому здесь ценится максимальная приближенность
к оригиналу по цвету, свету и тени. Соответственно,
внутренняя отделка блока в таких изданиях
не используется. Акцент делается на бумагу
высокого качества. Иногда, в основном
для шмуцтитулов, используется калька,
чтобы не только логически, но и визуально
разделить одну часть книги от другой.
Подобные приемы более стильно и дорого
выглядят нежели послепечатная отделка
страниц.
Для того чтобы и само издание представляло
собой произведение искусства (полиграфического),
вся нагрузка по декоративному оформлению
ложится на переплет. Чаще всего издания
снабжаются суперобложкой. В этом случае
выбирают не самые дорогие переплетные
материалы. Пожалуй, одними из распространенных
видов отделки на переплете являются тиснение
фольгой, образцы которой также предоставляются
заказчику на выбор, и конгрев. С помощью
этих технологий выполняется, например,
автограф художника, если речь идет о персональном
альбоме, или же название издания. Подарочные
или эксклюзивные экземпляры помещаются
в шуберы, пеналы и т. д. Возможно серебрение
или золочение обреза, что также подчеркивает
исключительность изделия. По-настоящему
дорого выглядят издания в дизайнерских
и кожаных переплетах. Однако это единичные
экземпляры.
Слагаемые качества
Как
уже упоминалось выше, качественное исполнение
заказа зависит от многих факторов. Одна
из важных составляющих — контроль на всех
этапах производственного процесса. Постараемся
проследить технологическую цепочку продвижения
заказа в нашей типографии.
Репроцентр.
Когда заказ принят в работу, файлы
с версткой издания поступают в репроцентр,
где операторы выполняют стандартные операции
по подготовке макета к печати. И хотя
заказчики знакомы с техническими требованиями
предоставления материалов, тем не менее
исключать вероятность ошибок нельзя. Мы
либо даем рекомендации клиентам по исправлению
макета, либо сами осуществляем необходимую
корректировку. От правильности подготовки
макета на этом этапе зависит качественное
исполнение проекта в целом. После выполнения
спусков полос, выводятся плоттерные распечатки
в натуральную величину, которые проверяются
корректорами типографии.
Служба корректора.
Мы убеждены, что наличие корректорской
службы необходимо на предприятии, поскольку
заказчики не всегда имеют возможность
внимательно просмотреть финальную верстку.
Здесь проверяется наличие всех важных
элементов печати — текстовых блоков и
фотографий, геометрия издания в соответствии
с подписным экземпляром макета, правильность
спуска полос и т. д. Во многих случаях
это позволяет исключить ошибки еще до
изготовления печатных форм.
Цифровая
цветопроба. На нашем предприятии
предусмотрена единая цветокалибрация допечатного
и печатного процессов, что гарантирует
точность передачи цвета на оттиске. Для
согласования с заказчиком цветового решения
полиграфического продукта мы изготавливаем
цветопробу с использованием подложки материала
того цветового оттенка, на котором потом
будет отпечатана работа. Это позволяет
максимально приблизить теоретическое видение
заказа к его практическому воплощению.
Изготовление
форм. Благодаря системе прямого
экспонирования пластин CtP компании Heidelberg
достигается высокое качество тиражирования
и максимальная точность передачи изображения
на оттиске.
Печать.
На сегодняшний день на нашем предприятии
шесть единиц офсетного оборудования и
машина для трафаретной печати. Это дает
возможность использовать самые разные
краски и лаки при изготовлении эксклюзивных,
дорогостоящих изделий. Все машины снабжены
электроникой, позволяющей соблюдать стабильный
накат краски, то есть плотностные характеристики
на протяжении всего тиража, соответствовать
заданным параметрам по цветопередаче.
Уровень печатной техники позволяет качественно
воспроизводить даже черно-белые работы,
обеспечивая полную стабильность процесса.
|
|
|
Каталог
художественных работ Николая Лавецкого.
Обложка имеет яркое, броское оформление.
В качестве дополнительной отделки
использовано тиснение золотой фольгой
(имя и фамилия художника). Издание
выполнено с помощью клеевого бесшвейного
скрепления |
Если требования к качеству воспроизведения,
например, фотографий, картин или репринтных
изданий, особенно высоки, тогда заказчик
имеет возможность присутствовать на подписании
печатного листа в момент тиражирования
данной работы.
Однако техническое оснащение предприятия
— важное, но не единственное условие получения
качественной продукции. Большую роль здесь
играет тесное взаимодействие технологов
по процессу, которые отслеживают полиграфическое
исполнение заказа и снимают производственные
затруднения, и отдела технического контроля
(ОТК).
|
|
|
Издание
большого формата 70х100/8, что позволяет
сильнее ощутить масштабность и выразительность
картин. Эффектная суперобложка с
яркой иллюстрацией на черном фоне.
Переплетная крышка обтянута тканевым
покрывным материалом, на лицевой
стороне которой выполнен автограф
художника тиснением золотой фольгой.
Издание предваряет лист с вырубкой
в виде замочной скважины |
В «Московском центре упаковки» ОТК существует
уже третий год. Основные его задачи:
- входной контроль сырья;
- инспекционный контроль по операциям
изготовления изделий;
- выходной, или приемочный контроль.
Иными словами, перед ОТК стоит цель получить
качественную листовую продукцию (полуфабрикат)
и оценить уже готовое изделие на этапе
сигнального экземпляра.
Качество сырья во многом определяет внешний
вид конечного продукта. Поэтому все материалы,
которые используются для изготовления
заказа, проходят соответствующий контроль.
Бумага должна отвечать требованиям качества
по мелованию, параметрам климат-контроля
(относительной влажности и температурного
режима), физическим параметрам (отсутствию
плоскостной деформации), правильности
форматов и т. д. Кроме того, проверке
подвергается картон, пленка для ламинации,
фольга. Поскольку бумага и картон — гигроскопичные
материалы и хорошо впитывают влагу, проводится
акклиматизация сырья от 24 до 72 ч, прежде
чем они будут пущены в работу.
При изготовлении высокохудожественных
изданий контроль качества ведется особенно
пристально. В этих вопросах мы очень принципиальны.
Благодаря высокой квалификации специалистов
стараемся выявлять ошибки на ранних этапах
производства.
Сигнальный
экземпляр. Для понимания того,
что получится в результате, заказчику
отправляется сигнальный экземпляр издания.
Особенно это актуально при печати дорогостоящих
книг, ценных фотоальбомов, подарочных
изделий. Качество сигнала практически
не отличается от других экземпляров тиража.
Для изготовления высокохудожественных
изданий особенно важно, чтобы выдерживались
технологические режимы. Понятно, что большинство
заказов выполняется к какому-либо мероприятию,
и всегда хочется быстрее получить готовое
изделие. Мы боремся за то, чтобы из-за
сокращения сроков производства не страдало
качество. В основном это касается соблюдения
этапа акклиматизации сырья, временного
интервала между печатью лица и оборота,
сроков высыхания готовых оттисков. При
планировании производства необходимо закладывать
время на соблюдение технологического процесса
с учетом группы сложности изделия.
|
|
|
Альбом-каталог
художественного музея. Суперобложка
имеет загнутые внутрь клапаны снизу
и сверху, чтобы ее края не обтрепались
со временем. На ней, так же, как
и на переплетной крышке, использовано
тиснение серебряной фольгой. Дополнительно
выполнено серебрение обреза. Для
шмуцтитулов использована калька,
чтобы отделить одну часть издания
от другой. Изделие выполнено на
высоком уровне и смотрится солидно
и дорого |
Осуществление контроля — это не только
отслеживание качества выполнения заказа,
но и накопление опыта работы с различными
материалами на том или ином оборудовании
в конкретных производственных режимах,
сбор информации для анализа и статистики.
Наше предприятие гарантирует 97,5% качества
изготовляемой продукции на основании принятых
в типографии технических норм. В ближайший
год мы планируем получить сертификацию
ISO, что станет фактическим подтверждением
нашего статуса по выпуску качественной
продукции.
|