ВЗГЛЯД
ВОЛШЕБСТВО ТРАФАРЕТНОГО ЛАКИРОВАНИЯ

ВНИМАНИЕ!

Одной из важнейших характеристик трафаретных лаков является структура поверхности и тактильные ощущения. К сожалению, фотографии не могут их передать. Некоторые образцы, которые кажутся одинаковыми, на самом деле имеют различные характеристики поверхности и «вживую» воспринимаются по-разному.

Наталия Шестопалова,
генеральный директор,
компания «КРО» [ Москва ]
На протяжении своей многолетней практики изготовления разного рода сувенирной печатной продукции мы используем в качестве отделки изделий трафаретное лакирование. Только этот способ позволяет получить самый высокий глянец по сравнению с другими видами лакирования, поскольку на трафаретных машинах можно наносить лак большей толщины. Таким образом, на оттиске создается неповторимая глянцевая поверхность, сравнимая разве что с ламинированием. Кроме того, нанесение лака с помощью трафарета обеспечивает высокое качество сплошного лакирования, позволяет выполнять самые сложные виды выборочного лакирования и дает возможность использовать специальные виды лаков (рельефные, фактурные, глиттерные, с добавками различных пигментов и т. д.).

Ассортимент лаков, предлагаемый сегодня поставщиками, настолько богат, что позволяет воплотить абсолютно любую неординарную идею, но и при применении обычного УФ-лака, глянцевого или матового, на различных материалах можно добиться запоминающихся визуальных эффектов. Основываясь на своем опыте, приведем некоторые достаточно распространенные примеры использования трафаретного УФ-лакирования.

Сочетание объемного трафаретного лака и тиснения дифракционной фольгой на тонированной бумаге дает очень эффектный результат

Образцы некоторых видов трафаретных лаков: а) кроющий серебристый рельефный лак с высоким блеском; б) прозрачный лак с эффектом «изморозь»; в) прозрачный объемный лак с эффектом «апельсиновая корка»; г) прозрачный объемный лак с добавлением глиттеров

д) прозрачный объемный лак с эффектом «битое стекло»; е) кроющий пигментный лак с шероховатой поверхностью; ж) прозрачный лак с эффектом «водяные капли»

Меняем характеристики пластика

В нашей работе мы достаточно часто используем пластик для изготовления пакетов, коробочек, открыток. Этот современный и модный сейчас материал весьма популярен среди заказчиков. Чтобы придать большую необычность изделию из пластика, мы используем некоторые его свойства, которые проявляются при отделке.

Так, например, при покрытии трафаретным УФ-лаком пластик меняет свои характеристики. Глянцевый (прозрачный) пластик в местах нанесения матового лака превращается в матовый. И наоборот, матовый пластик при покрытии выборочным глянцевым УФ-лаком становится в местах наложения лака прозрачным. Технологически это объясняется тем, что поры пластика заполняются лаком, и он становится прозрачным или матовым в зависимости от используемого вида лака.

Такой интересной особенностью пластика при его лакировании можно воспользоваться, чтобы добиться эффекта так называемых окон. Например, если на одну из сторон коробки из матового пластика нанести выборочно лак в виде какой-либо геометрической фигуры, то сквозь нее будет видно, что находится внутри упаковки. Также оригинально будет смотреться, если, скажем, на подарочном пакете из прозрачного пластика выполнить узор матовым УФ-лаком. Содержимое в данном случае будет почти не видно, а пакету это придаст дополнительную притягательность. Применение такого эффекта безгранично. С его помощью можно достаточно просто изготовить очень оригинальное изделие, в том числе открытки с окошком из пластика, вкладыши в приглашения, визитки и многое другое.

Нанесение прозрачного лака на поверхность матового пластика делает его практически прозрачным. Таким образом можно делать «окошки» в пластиковой упаковке, не прибегая к вырубке

Проявляем цвет бумаги

Как и в случае с пластиком, тот же эффект при трафаретном УФ-лакировании можно использовать в отделке дизайнерских глянцевых и матовых бумаг. Если на глянцевую металлизированную бумагу нанести изображение матовым лаком, то под ним бумага станет матовой, а ее цвет более насыщенным. Также и при лакировании матовой металлизированной бумаги глянцевым лаком ее поверхность станет глянцевой и приобретет глубокий цвет. По сути, за один прогон (нанесение лака) мы добиваемся двойного эффекта — проявляется цвет самой бумаги (под лаком исчезает металлизированный блеск) и за счет сочетания матовости и глянца изделие приобретает особую изысканность и необычный вид.

Сочетание лакирования с правильным подбором материала и другими видами отделки дает возможность получить очень эффектные пакеты в «дорогом» престижном исполнении

Сейчас очень популярны бумаги с бархатистой поверхностью (Skin, Touch Cover, Plike), обеспечивающей приятные тактильные ощущения. При лакировании такой материал очень выигрышно смотрится за счет сильного контраста матовой поверхности бумаги и глянца лака. Бумага под глянцевым УФ-лаком становится на несколько оттенков насыщеннее, обеспечивая яркий визуальный контраст.

Нужно учитывать, что для достижения хорошего эффекта лакирования бумага должна быть непористой, плотной и иметь ровную поверхность. В противном случае лак впитывается (или как говорят проваливается) в поры бумаги, не позволяя получить хороший глянец, так же как при лакировании бумаги с большой рельефной поверхностью не достигается необходимый эффект «зеркала».

Нанесение прозрачного глянцевого лака на обложку издания из тонированной бумаги позволяет получить хорошо читаемый контраст изображения. В данном случае обложка выглядит так, будто она запечатана дополнительной краской и лишь затем отлакирована. Добавляет солидности тиснение серебряной фольгой
На данном образце показано эффектное сочетание матовой, приятной на ощупь бумаги с конгревным тиснением по всей поверхности открытки. Для контраста на ней отпечатано высоконасыщенное цветное изображение, покрытое глянцевым лаком. Такое изделие хочется взять в руки и рассмотреть поближе

Создаем визуальные эффекты

Используя трафаретное УФ-лакирование, можно не только сделать изображение, отпечатанное офсетом или цифрой, более ярким, насыщенным и высокоглянцевым, но и получить другие интересные визуальные эффекты.

Для создания различных фактур на оттиске используются специальные лаки. Например, лак с эффектом термоподъема позволяет получить выпуклое изображение, делая его более заметным и реалистичным. Скажем, капли воды будут выглядеть натуральнее, если их покрыть лаком с термоподъемом или фактурным лаком с эффектом «водяных капель».

При создании новогодних открыток и упаковки, особенно из пластика, иногда стремятся передать морозный рисунок. Тем более что пластик ассоциируется со стеклом, и можно очень эффектно это обыграть с помощью лакирования. Для этого используют матовый лак с эффектом «изморози», который имеет структурную поверхность, имитирующую зимние узоры.

Подобный эффект можно получить, печатая матовым лаком по металлизированной бумаге. Цвет самой бумаги проявился, а текст стал отлично читаться за счет изменения глянца поверхности
А здесь применено обратное решение — нанесение высокоглянцевого лака на относительно матовую поверхность

Из специальных лаков чаще всего используют лаки с добавлением глиттеров. Существует широкая цветовая гамма блесток и большое разнообразие их форм и размеров. Меняя концентрацию глиттеров и размер частиц, которые могут варьироваться от мелких до очень крупных, можно добиться необходимых по насыщенности эффектов. Используются глиттерные лаки в основном при изготовлении поздравительных открыток, приглашений, подарочных пакетов для придания им большей нарядности.

Лакирование дает практически безграничные возможности для создания оригинальных изделий, которые захочется сохранить на долгое время. А в сочетании с другими видами отделки — тиснением, конгревом, фигурной вырубкой — их можно сделать еще более индивидуальными и креативными!

 

[ ПРОДОЛЖАЯ НАЧАТУЮ ТЕМУ ]

В продолжение затронутой в предыдущей статье темы хочется упомянуть также о других очень эффектных вариантах отделки оттисков. Довольно часто трафаретом можно нанести такое покрытие, которое приравнит обычную (даже немелованную) бумагу к тому или иному виду дизайнерской. Насколько эффективен такой прием с финансовой точки зрения, сказать трудно, возможно, что приобретать готовую бумагу все же выгоднее. Но есть два исключения: во-первых, отсутствие бумаги нужного цвета и с определенным поверхностным эффектом, а во-вторых, необходимость выборочного нанесения такого покрытия на мелованную бумагу. В итоге можно получить интересный результат, который многими будет воспринят именно как высококачественная полутоновая печать на сложной тонированной бумаге, что практически не реализуемо. Но возможности трафаретной отделки помогают и здесь.

Одним из таких примеров может служить обложка юбилейного номера журнала «Курсив» №4-2006, вышедшего к десятилетию нашего издательства. После офсетной печати на обложку была выборочно нанесена специальная глубоко матовая трафаретная краска, сделавшая бумагу матово черного цвета, недостижимого офсетным способом. Затем поверх нее два лака: прозрачный с золотым глиттером и лак с ириодиновым пигментом, который, хотя и имеет фиолетовый оттенок, на свету играет всеми цветами радуги (чтобы это продемонстрировать, мы сфотографировали журнал в специальном контрастном освещении, поэтому обычного офсетного изображения почти не видно).




Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»