на главную
о журнале
содержание
архив номеров
подписка
распространение
поиск по сайту
наш адрес

Формат №4
Июнь, 2009

Статьи из журнала Формат №4-2009

ЗАХВАТЫВАЮЩАЯ ГЕОМЕТРИЯ

СЕКРЕТ ЭФФЕКТНОЙ УПАКОВКИ:
СОЧЕТАНИЕ НЕОБЫЧНЫХ ФОРМ И ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ

УПАКОВКА ДОЛЖНА СООТВЕТСТВОВАТЬ
ПРЕПОДНОСИМОМУ В ПОДАРОК ИЗДЕЛИЮ

ОФСЕТ + ЦИФРА = СХЕМА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ЛЮБОЙ СЛОЖНОСТИ

ЗАЛОГ УСПЕХА — ПРОДУМАННЫЕ РЕШЕНИЯ

авторам реклама перепечатка english version
ВЗГЛЯД
СЕКРЕТ ЭФФЕКТНОЙ УПАКОВКИ:
СОЧЕТАНИЕ НЕОБЫЧНЫХ ФОРМ И ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ

Андрей Харитонов,
начальник конструкторского бюро,
«Московский центр упаковки»
На протяжении уже нескольких лет в «Московском центре упаковки» существует конструкторское бюро. До этого конструкторы входили в состав так называемого технологического отдела, специалисты которого решали производственные задачи и оптимизировали заказы для их выполнения на оборудовании типографии. Со временем назрела необходимость создать самостоятельный отдел по конструированию упаковки. Во-первых, поскольку объем заказов существенно увеличился, и заниматься одновременно технологией производства и проектированием в рамках одного отдела стало невозможно, а во-вторых, во многом это было обусловлено потребностями самих заказчиков, которым стало необходимо искать новые формы упаковки своей продукции, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке.

Задача конструктора не только в том, чтобы создать новую форму упаковки, но и, зная особенности полиграфического производства, довести проект до его физического воплощения. В этом, безусловно, преимущество нашего конструкторского отдела, который вырос из технологического, поскольку конструкторы знакомы с этапами послепечатной и финишной отделки и при проектировании ориентируются на возможности имеющегося оборудования.

Каждый проект будущей упаковки проходит через конструкторский отдел. Готовые проекты заказчика мы адаптируем к условиям нашего производства и помогаем выполнить экономический расчет стоимости изготовления заказа, раскладку кроя на лист — без этого невозможна дальнейшая работа. В случае, если же клиенту требуется новая необычная конструкция упаковки, мы приступаем к творческому процессу создания новых очертаний и форм — проектированию.

Раскладная подарочная коробка, предназначенная для двух плиток шоколада и компакт-диска

При всей кажущейся простоте конструкции коробок для алкогольных напитков они почти все уникальны — необходимо учитывать форму бутылки
Упаковка новогоднего подарка стилизованной формы. Выполняется из гофрированного картона, кашированного металлизированной бумагой с нанесенным печатным изображением. Автор И. Степченков

Сложная праздничная коробка для детского шоколада с «мертвым замком» (нужно разорвать, чтобы открыть)
Коробка для тяжелого содержимого: для удобства переноски предусмотрены ручки

Какой должна быть упаковка?

Прежде всего заказчиками, которые ищут новые формы представления своего продукта, руководит желание выделиться с помощью упаковки на фоне многих других похожих товаров, особенно выставленных на полках крупных супермаркетов, где легко можно затеряться. Форма упаковки в этом случае играет заметную роль. Ведь если присмотреться, большая часть продукции имеет упаковку прямоугольной формы. Создание «необычной» упаковки, в чем преимущественно и состоит задача нашего конструкторского отдела, предполагает как раз отличие от привычных нашему взгляду деталей. Даже скошенные углы уже заставляют обратить внимание покупателя, не говоря о вклеенных пластиковых окошках разной формы и сложных вырубных конструкциях.

Упаковка не только должна быть красивой и иметь новые геометрические формы, но и отвечать таким условиям, как:

технологичность (при конструировании необходимо предусмотреть особенности ее производства — автоматическую склейку, высечку на большой скорости и т. д.);

экономическая целесообразность (например, можно сделать такую форму упаковки, которую выполнять большими тиражами будет нерентабельно);

функциональность (помимо того, что упаковка должна надежно обеспечивать сохранность товара и при этом служить инструментом его продвижения, большое значение имеет ее удобство использования потребителем и размещения на полках магазина, а также возможность транспортировки и складирования без потери презентабельного вида — вряд ли покупатель выберет мятую или сломанную упаковку);

конкурентоспособность (во-первых, по цене — стоимость упаковки не должна сильно влиять на ценообразование (при прочих равных условиях покупатель скорее всего выберет более дешевую продукцию). Исключением, возможно, являются эксклюзивные подарочные изделия. А во-вторых, по функциональности, в частности, удобству открытия и многократного закрытия упаковки, ее надежности и прочности, легкости извлечения самого продукта — именно эти факторы являются для покупателя решающими при дальнейшем выборе товара).

Таким образом, при создании новых конструктивных решений, мы следим за тем, чтобы красота и эффектность упаковки не шла вразрез ее удобству и функциональности.

Серия кондитерских упаковок оригинальной формы
Варианты упаковок товаров одной торговой марки

Сложная коробка в престижном исполнении для дорогих шоколадных конфет

«Оконная» модификация плоской кондитерской коробки

Этапы проектирования

Прежде чем приступить к созданию нового макета, мы собираем максимум информации о будущем изделии: для какой продукции предназначается, какой запланирован тираж, учитываем логистику, пожелания заказчика, например, наличие прозрачного окна, через которое можно увидеть содержимое, или так называемого «мертвого замка» — его невозможно открыть, не нарушив целостность самой упаковки (дополнительное средство защиты от вскрытия). От всех этих условий зависит дальнейшая работа: выбор материалов, технология производства и т. д. Кстати, ограничений по выбору материалов для изготовления упаковки у нас не существует. Мы применяем различные виды бумаги, картона, пластика. А благодаря наличию автоматической линии каширования предлагаем производство упаковки из микрогофрокартона. Это может быть каширование «бумага к бумаге», «картон к картону» или «бумага-картон-бумага», а также каширование металлизированной бумагой. Микрогофрокартон более прочный материал, применяется для упаковки практически всех видов товаров. Он позволяет создавать упаковку любой конфигурации, заметно расширяя наши возможности в области конструирования. Особенно это актуально при проектировании новогодней упаковки, которая, как правило, отличается наибольшим разнообразием форм и конструкций. Кроме того, кашированный материал позволяет запечатывать обе стороны. Таким образом, можно выполнить дизайн как снаружи, так и внутри упаковки, что широко применяется для открытых коробок и шоу-боксов.

Итак, на начальном этапе мы очень тесно работаем с менеджером отдела продаж нашей компании, курирующим заказ. От того, насколько сложной и креативной должна быть упаковка, варьируются и сроки ее изготовления — от буквально нескольких минут до месяца.

Обычные с виду плоские прямоугольные картонные коробки на самом деле могут сильно отличаться как по конструкции, так и по отделке

Для ускорения процесса проектирования у нас установлено специализированное программное обеспечение AvtoCad и Im-pact, которое позволяет создавать профессиональный крой упаковки и оптимально разложить объекты на печатном листе. В короткие сроки мы имеем возможность изменить форму и размер упаковки, заново ее отрисовать, что существенно облегчает макетирование. Получить пробный образец также не составляет никаких сложностей благодаря режущему плоттеру Zund М800, на котором можно вырезать сразу несколько вариантов за считанные минуты. Это быстро позволяет увидеть результат и найти пути доработки проекта.

Концептуальный макет изделия наши конструкторы показывают заказчику и дизайнеру. Совместно определяется, в каком направлении следует продолжать работу. Получив принципиальное согласие клиента, дизайнеры выполняют печатное оформление, которое затем выводится на цветном принтере, приклеивается на картон необходимой плотности и вырезается на плоттере. Хотя бывает и наоборот — мы дорабатываем форму под конкретный дизайн и видение формы этой упаковки самим дизайнером. В любом случае заказчик в итоге получает полностью готовый образец упаковки, которую можно подержать в руках, поместить внутрь продукцию, проверить желаемые характеристики. Это исключает вероятность получения непредвиденного результата. После утверждения проект запускается в тираж.

Процесс создания новой упаковки — это совместная творческая работа конструкторов и дизайнеров, требующая знаний, опыта и высокой квалификации. Достижение максимальной эффективности упаковки возможно только при гармоничном сочетании ее формы и оформления.

Оригинальное конструкторское решение: несколько косметических продуктов одной фирмы объединены в подарочный набор. Такие готовые подарки в эффектном оформлении пользуются большим спросом. Каждый предмет надежно зафиксирован в специально изготовленном по форме ложементе. При этом продукция полностью открыта для покупателя. Здесь нет пластикового окна, поэтому товар можно не только рассмотреть, но и ощутить в руках. Автор Б. Толкунов

Варианты упаковок для известной кондитерской компании, производящей дорогие престижные конфеты. Коробки имеют сложные конструкции, множество видов отделки
Групповая картонная упаковка для бутылок. Форма со скошенным краем позволяет эффектнее реализовать рекламный потенциал. Автор И. Степченков

Эта коробка для печенья выполнена таким образом, что при складывании определенным образом ее можно ставить на стол во время приемов и других мероприятий

Эта конструкция упаковки специально спроектирована для более эффектного открытия коробки

Специальная разработка: предусмотрена отдельная упаковка для сока, вставляющаяся внутрь коробки со спиртным напитком

Поскольку все наше оборудование ориентировано на большие тиражи, мы в основном стараемся работать с крупными производителями, проектируя упаковку для кондитерских изделий, алкогольной продукции, чая и кофе, парфюмерии и косметики, текстильной продукции и трикотажа, промышленных товаров и т. д. Тем не менее не отказываемся от эксклюзивных заказов малыми тиражами (например, для промоакций). Потенциал конструкторского отдела удовлетворяет амбициям клиентов и способствует решению поставленных задач. Среди работ наших конструкторов много авторских находок, воплощенных в реальные проекты.

Следует отметить, что большинство предприятий наших заказчиков оснащены автоматизированными упаковочными линиями. И здесь одно из важных условий при конструировании упаковки — точное соответствие размеров кроя для качественной склейки. Для одного из постоянных клиентов мы осуществили весьма интересный проект: разработали конструкцию картонной упаковки для кондитерских изделий специально под автоматизированное оборудование, установленное на предприятии. До сих пор эта работа продолжается. Проектируем новые формы упаковки, которые возможно выполнить на имеющемся у заказчика оборудовании. Эта одна из услуг, которую мы в состоянии оказать своим клиентам и чем можем их заинтересовать и быть полезными.

Коробка сложной формы с объемным окном
Упаковка с пластиковыми окнами разных форм и размеров

Эта оригинальная коробка сложной формы была победителем нескольких упаковочных конкурсов. Автор И. Степченков



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»