на главную
о журнале
содержание
архив номеров
подписка
распространение
поиск по сайту
наш адрес

Формат №4
май, 2005

Статьи из журнала Формат №4-2005

ЛАКИРУЕМ ОБЛОЖКУ
Виды лакирования, используемые в рекламной
полиграфии и производстве периодических изданий

ЦИФРОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, ИЛИ ГОТОВИМ
ФАЙЛ ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ПЕЧАТИ

Цифровая печать не лишена недостатков. О них нужно знать,
если вы решили самостоятельно подготовить файл для печати

В ПОИСКАХ БЕСПЛАТНОГО СЫРА, ИЛИ ТАК ЛИ ХОРОШ ТЕНДЕР?
Насколько оправдано использование тендерных технологий в полиграфии?
НЕБУМАЖНАЯ БУМАГА
Синтетическая бумага - особый материал, находящий
широкое применение в производстве печатной продукции
«Синтетическая бумага - современный и модный материал!»
КАТАЛОГ ТОВАРОВ ИЛИ УСЛУГ
Каким должен быть современный фирменный каталог?
КАТАЛОГ ФИРМЫ ДОЛЖЕН ВЫГЛЯДЕТЬ ДОСТОЙНО
Стильные вещи начинаются с изящного и точного кроя
авторам реклама перепечатка english version
Теория
ЛАКИРУЕМ ОБЛОЖКУ

Виды лакирования, используемые в рекламной
полиграфии и производстве периодических изданий

Обложка с лаком давно перестала быть атрибутом «глянцевых» журналов. Сегодня лакирование используется для любых изданий. О том, каким оно бывает, мы и рассказываем.

Ни для кого не секрет, что глянцевые журналы называются так из-за обложки, покрытой лаком. Основная задача лакирования обложек чисто декоративная. То, что блестит, привлекает внимание. А это дополнительный шанс заинтересовать потенциальных читателей. Однако сегодня, когда большинство изданий глянцевые, этот прием уже не столь эффективен. Впрочем, лакирование решает еще и другие задачи.

  • Защита от истирания. Изначально, она была первостепенной задачей лакирования обложки. Хотя правильнее говорить не о лакировании, а о покрытии лаком. Если журнал много читают, то обложка из обычной бумаги быстро приходит в негодность. Как раз для того, чтобы продлить ей жизнь, и стали использовать лак. Современное лакирование тоже решает эту задачу.

  • Защита от атмосферного воздействия. Как известно, большая часть журналов продается на улице в газетных и журнальных киосках, где издания подвергаются воздействию влажности и солнечных лучей. Первая коробит бумагу, делая журнал непрезентабельным, вторые воздействуют на пигменты краски, обесцвечивая их (краски выгорают). Лакирование частично решает эту проблему. Впрочем, в последнее время эта функция лакирования постепенно утрачивает свое значение, поскольку большинство изданий теперь поэкземплярно упаковываются.

  • Прочность. Слой лака делает обложку более прочной и защищает изображение от царапин. Кроме того, под слоем лака краски приобретают дополнительную насыщенность, и изображение выглядит ярче, что тоже привлекает внимание покупателей.

Лакирование обложки считается «хорошим тоном» среди издателей. Неглянцевые журналы автоматически причисляются к «изданиям низшей ценовой группы», а следовательно, продавать их надо по меньшей цене, и реклама в них должна стоить дешевле. А этого никто не хочет.

Технологии нанесения лаков

Существует множество технологий лакирования оттисков, но можно выделить три основные:

  • Лакирование масляным (офсетным) лаком. Такой лак фактически представляет собой разновидность офсетной краски, только без пигмента. Наносится точно так же, как обычная краска из печатной секции. А значит, для его нанесения нужна только печатная машина. Довольно неплохо справляется с защитными функциями, но декоративностью не обладает и не может сделать издание «глянцевым». Многие офсетные лаки обладают желтоватым оттенком и могут портить цветопередачу на изображении. Впрочем, лаки ведущих производителей не создают этой проблемы. В современных журналах такие лаки применяются нечасто, как раз из-за отсутствия декоративных функций.

  • Лакирование воднодисперсионным лаком. Это практически поливинилацетатная дисперсия (в быту называется клей ПВА). Для нанесения такого лака необходимо наличие в печатной машине специальной лакировальной секции, а это накладывает некоторые ограничения. Так же, как и масляный лак, он мало пригоден для украшения обложки, хотя дает несколько лучшие результаты. Если удастся без проблем положить достаточно толстый слой (для этого нужна лакировальная секция с камер-ракельной системой и специально подобранным анилоксом), то может создать иллюзию дорогого «матового лакирования».

  • Лакирование УФ-лаками. Имеются в виду специальные смолы, отверждаемые под воздействием УФ-излучения. Именно благодаря этому методу, издание становится по-настоящему глянцевым - с блестящей обложкой. Наносится лак на специально подготовленных печатных машинах: для этого они должны комплектоваться двумя лакировальными модулями для грунтования и лака или быть полностью подготовленными для печати УФ-красками с лакированием в линию. Таких машин в нашей стране немного.

    Довольно часто УФ-лакирование осуществляют трафаретным способом, например, как это делается на обложках нашего журнала. Правда, для больших тиражей (десятки тысяч) такой способ вряд ли подойдет и по скорости, и по стоимости.

  • Лакирование в специальных лакировальных машинах. Именно так лакировали оттиски, когда не существовало печатных машин с секциями лакирования. Использовались специальные лаки на химических растворителях, подобные тем, которые применялись в других отраслях промышленности. Эта технология не утратила своей привлекательности и теперь, правда, в Европе от нее уже почти отказались из-за неэкологичности. Использование же водных лаков в этом случае невозможно: методика нанесения такова, что водный лак, впитавшись в бумагу, может ее покоробить.

    Лакировальные машины дают очень хорошие результаты, но оттиски могут некоторое время пахнуть химическими растворителями, что, конечно, не всем понравится.

[ КОМЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ ]

О технологичности

Мы уже много раз обращались к теме лакирования обложек. Кроме того, каждый номер журнала «Формат» так или иначе имеет на обложке какой-либо вид лакирования. Правда, если быть более точным, то не лакирования, а нанесения дополнительных покрытий. Они могут быть самыми разными и решать самые разные задачи. Но в данном случае разговор пойдет о технологичности нанесения лака.

При производстве журналов важны две вещи: дизайнерские изыски не должны существенно влиять на себестоимость журнала, а виды отделки - на время изготовления издания. Здесь возможны два решения: лакирование обложек должно вестись в линию с печатью или на специальных скоростных стопцилиндровых трафаретных машинах. В остальных случаях лакирование окажется дорогим, медленным либо и тем и другим.

При выборочном лакировании на офсетной машине с лаковыми секциями придется использовать специальную фотополимерную форму, которая стоит немалых денег. Но, при больших тиражах эта лишняя стоимость не так заметна. При этом нужно понимать, что любимый всеми УФ-лак наносить в линию на офсетной машине довольно сложно, и не каждой типографии это под силу (как минимум нужна машина с УФ-печатью или с двумя лакировальными секциями). И, соответственно, идти на такую машину имеет смысл только когда это оправдано тиражом издания.

Выборочное лакирование трафаретным способом потребует некоторого времени, поскольку сначала оттиск необходимо высушить, а затем наносить УФ-лак. На традиционной плоскостной трафаретной машине можно наносить лак только при небольших тиражах (до 5 тыс.), или же смириться с длительным временем изготовления, на стопцилиндровых трафаретных машинах это делается быстрее.

Выбирая, куда сдавать обложки на печать, придется учитывать выше описанные факторы , если, конечно, сроки и деньги для вас важны.


Сплошное или выборочное?

Мы уже неоднократно писали о том, что лакирование может быть сплошным или выборочным. При сплошном вся поверхность обложки покрывается лаком, при выборочном лак используют для оформления каких-то деталей. Лаков, наносимых выборочно, на обложке может быть много.

Уже больше полугода для декорирования обложек журнала «Формат» используются различные виды выборочного лакирования, наносимого трафаретным способом. И здесь ограничения только в фантазии дизайнеров, которые могут придумать тот или иной вид декорирования.

Интересны комбинации сплошного и выборочного лакирования: в этом случае решается задача и защиты издания, и дополнительных возможностей его декорирования. Существует множество интересных вариантов одновременного использования разных лаков: глянцевого и матового лаков, матового и глянцевого с глиттерами или пигментами, глянцевого и перламутрового лаков и т. д.

[ СПРАВКА ]

Матовый лак

Так сложилось, что понятие «лакирование обложки» прочно ассоциируется с блестящей обложкой. Именно так и поступают в большинстве изданий - используют глянцевый лак. Но при этом существует матовое лакирование. Лак, наносимый на обложку, создает матовое, приятное на ощупь, бархатистое покрытие. Принципиальных отличий в технологии работы с таким лаком нет. Просто это другой вид лака, создающий при полимеризации такой тип поверхности. Естественно, матовое лакирование может быть как сплошным, так и выборочным в сочетании с другими видами лакирования.

В отечественных журналах матовый лак используется довольно редко, хотя, на наш взгляд, визуально смотрится лучше. Более того, он меньше подвержен появлению бликов от падающего света, который затрудняет восприятие изображения на обложке. Матовая обложка читается намного лучше.

Матовое лакирование входит в моду, особенно у престижных изданий (журнал выглядит солиднее), и может быть недалек тот час, когда придется менять понятия: вместо «глянцевого журнала» будем говорить «матовый журнал».

Естественно, использование в обложках журналов большого количества лаков встречается нечасто. Это довольно дорогое удовольствие, и позволить его себе могут немногие. Но это очень эффективный способ привлечь внимание к изданию, трудно достижимый иными способами. Так что если хочется выделиться, то это верный путь.

Есть еще один аспект, о котором надо сказать. При выборочном лакировании еще на этапе верстки необходимо грамотно указать, что и каким лаком будет покрываться. Сделать это непросто. Но в типографию желательно отдавать хорошо подготовленный сюжет. Многие полиграфические предприятия, конечно, могут все доделать и сами, но вряд ли это будет безвозмездно, да и время на это уйдет. К тому же, доработать сюжет типография может по-своему. И не факт, что ее взгляд совпадет с тем, что хотел видеть издатель.

Далее в статье приведена информация о том, как подготовить файлы для выборочного лакирования. Надеемся, она окажется полезной для вас.

Как это сделать

Рис. 1. Пример журнальной
обложки
Рис. 4. Вид обложки на
экране после добавле-
ния лака (spot color)

Хотя работа с лаками уже давно стала привычным занятием для многих специалистов, занимающихся подготовкой изданий к печати, тем не менее мы решили дать краткие рекомендации по подготовке к печати обложки, в которой будет содержаться выборочное лакирование. Если лакирование сплошное, то об этом нужно просто сказать типографии при сдаче заказа в производство, и они сами решат эту задачу. С выборочным лакированием сложнее. Придется самим добавлять к файлу обложки дополнительные слои, содержащие указание, что конкретно будет отлакировано.

Допустим, у нас есть обложка журнала (рис. 1), и мы хотим покрыть на ней лаком шапку и узор из звезд. Если используется программа Adobe Illustrator, то перво-наперво необходимо добавить к набору цветов еще один плашечный цвет (spot color) (рис. 2) произвольной окраски (триадный состав этого цвета виден только на экране, поэтому лучше подобрать такой, который будет хорошо заметен на общем рисунке). Он появится в списке цветов (рис. 3).

Рис. 2. Добавляем плашечный цвет (spot color) Рис. 3. Плашечный цвет в списке цветов

Затем нужно создать дубликат той части изображения, которую планируется лакировать. Положить ее сверху на все изображение строго в те же координаты, в которых оно стояло изначально. Затем, эту часть изображения нужно закрасить выбранным плашечным цветом: необходимо окрасить и заливку контуров (Fill), и сами контура (Stroke). Результат будет выглядеть примерно как на рис. 4.

Рис. 5. Включаем режим наложения (overprint)
Рис. 8. Создаем новый канал, чтобы перенести
в него все элементы для лака
Рис. 9. Вид меню Channels

В меню Attributes необходимо включить наложение (overprint) для заливки и контура (рис. 5).

Далее файл сохраняется в формате eps для использования в программе верстки. После фотовывода помимо четырех пленок для базовых цветов должна появиться еще одна с информацией для лака (в нашем случае это выглядит как на рис. 6).

Рис. 6. Фотоформа
для выборочного лака
Рис. 7. Фотоформа
для матового лака
Если планируется два и более лаков на обложке, то описанную выше операцию придется проделать для каждого вида лака. Например, если основная часть нашей обложки покрывается матовым лаком, а шапка и узор - глянцевым, то потребуется еще одна пленка с рисунком матового лака (в нашем случае это негативная версия глянцевого лака рис. 7).

Если подготовка обложки ведется в программе Adobe Photoshop, то необходимо проделать следующие действия: создать новый плашечный канал (New Spot Channel) (рис. 8) и перенести в него все те части изображения, которые должны быть покрыты лаком. Слой так же окрашивается в какой-либо контрастный цвет, но используется он только для просмотра на экране. После этих операций меню Сhannels будет выглядеть примерно как на рис. 9. После того, как нужное количество слоев для лаков создано, изображение сохраняется в формате DCS 2.0. (при использовании других форматов записи информация о дополнительных цветовых слоях может исчезнуть или не передаться в программе верстки). Должно получиться нужное количество пленок (четыре базовых плюс по одной на каждый слой выборочного лака).

При работе с обложкой в других графических редакторах лучше придерживаться этих общих рекомендаций. Во всех серьезных издательских продуктах имеются необходимые средства по работе с плашечными цветами (spot color).



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»