на главную
о журнале
архив номеров
старый архив
подписка
содержание
поиск по сайту
наш адрес

Курсив №6
ноябрь-декабрь, 2003

Некоторые статьи из журнала Курсив №6-2003
С. Бачурин Миф о «евростандарте»
Есть ли в полиграфии универсальный стандарт?
Больше цвета за те же деньги
Как увеличить цветовой охват печати,
не прибегая к шести- и семицветной печати?
авторам реклама перепечатка  english version
Что день грядущий нам готовит
Больше цвета за те же деньги

Как увеличить цветовой охват печати, не прибегая к шести- и семицветной печати


Новые высокоинтенсивные краски и специальные приемы подготовки изображений могут радикальным образом улучшить качество полиграфического воспроизведения.

Думаем, многим руководителям типографий известна типичная проблема общения с клиентом: от него прибывает на печать «специалист», и начинается «работа» по подгонке цвета. Заказчик обычно хочет более ярких цветов. «Когда мы это готовили, синий на экране был намного ярче. У вас что-то здесь не так... Надо прибавить синего», - это типичная ситуация, и обсуждать причины ее появления мы не будем. Об этом уже много говорилось: цветовой охват обычной офсетной печати существено меньше качественной цветной фотографии, слайда, экрана монитора и даже большинства дешевых цветных печатающих устройств.

Заметим, что в последнее время ситуация не упростилась и, более того, она будет усугубляться и дальше. Объясняется это просто. Быстрый прогресс цифровой фотографии привел к тому, что довольно качественные цветные файлы, пригодного для полиграфии разрешения, теперь стало очень легко получать. Раньше для этого нужно было профессионально фотографировать на слайд, затем его «правильно» проявлять и грамотно сканировать и только после этого можно было печатать. Как правило, все перечисленные действия делали люди, хорошо знакомые с полиграфией, и проблем с «давайте сделаем поярче» было меньше. Сейчас для получения цветного изображения приличного качества требуется всего лишь хороший цифровой фотоаппарат, стоимость которого для многих приемлема. Более того, не надо ничего проявлять и сканировать: изображение «само собой» оказывается в компьютере. Остается его заверстать в предполагаемое издание и можно отдавать на печать (естествено, описанная ситуация утрирована, и без профессионализма не обойтись и здесь, но тенденция все же налицо).

Есть и другая проблема - ужесточение требований заказчика к качеству полиграфической продукции. Клиент хочет получить визуально привлекательную продукцию, которая будет выделяться на фоне конкурирующих изделий, но при этом вовсе не хочет за это доплачивать. Таким образом у типографий появляется еще одна сложность. Как сделать продукцию «красивее», не увеличивая ее себестоимость.

В данной статье мы не будем останавливаться на всех аспектах улучшения качества полиграфической продукции. Постараемся понять только один из них: что же можно сделать для того, чтобы увеличить цветовой охват стандартной офсетной печати, ведь он, как известно, существенно у’же по сравнению с возможностями, например, цветной фотографии.

До недавнего времени решить эту проблему можно было всего лишь одним способом: если использовать технологии многокрасочной печати (их довольно много). Достаточно вспомнить Opaltone, Eder, HiColor и др., где для печати применяется не четыре, а семь красок. В каждой технологии они разные, но факт остается фактом: на бумагу нужно наносить семь красок. Это реально увеличивает цветовой охват, но сильно повышает себестоимость тиража. Именно поэтому такие технологии широкого распространения не получили, хотя и используются на зарубежных предприятиях для печати дорогой престижной продукции. Некоторые из указанных технологий мы в свое время тестировали и печатали соответствующие вкладки.

Помимо семицветной печати существует и шестицветная технология увеличения цветового охвата. Наиболее распространенная и известная - Pantone Hexachrome. Она позволяет заметно увеличить цветовой охват изображений (особенно в красной и зеленой зоне) и при этом ощутимо дешевле технологий семицветной печати. Но даже этот факт не обеспечивает технологии большой популярности. Hexachrome мы тоже тестировали, результаты исследования представлены в «Курсиве» №3–00.

Любопытно, что в отличие от полиграфии в офисной или домашней технике шести- и семицветная технологии печати широко распространены. Большинство струйных принтеров, претендующих на звание «фотопринтера» используют при печати дополнительные краски. Многие пользователи таких устройств даже не догадываются, что в их недорогих устройствах применяются «высокие технологии» получения качественных изображений. При этом можно утверждать, что получаемые на этих устройствах фотоотпечатки близки к высококачественной фотографии и заметно превосходят возможности полиграфии.

Таким образом, получив у себя дома на стодолларовом устройстве отпечаток с яркими насыщенными цветами, клиент приходит в типографию и с удивлением узнает, что получить оттиск такого же качества на печатной машине, стоящей в тысячи раз больше, невозможно (или нужны очень дорогие многокрасочные технологии печати, но и это не даст гарантированного результата).

Возникает естественный вопрос: можно ли в рамках обычной четырехкрасочной офсетной печати получить оттиски с цветовым охватом, заметно большим, чем сейчас, и по возможности приближающимся к цветовому охвату тех же самых современных струйных принтеров? Однозначного ответа на этот вопрос нет.

В последние два-три года было объявлено о появлении на рынке нескольких новых технологий офсетной печати в четыре краски, позволяющей частично решить эту проблему. Автору известны две подобных технологии: Aniva (компании Epple) и Novaspace (от отделения BASF компании К+Е). Но, возможно, есть и другие. По-видимому, в ближайшее время все ведущие производители красок сделают нечто подобное. Попытаемся разобраться в этих технологиях.

Рис.1. Причины появления частично неокрашенного упавшего света при проходе через красочный слой

Задача подобных разработок - получить намного более интесивные краски, обеспечивающие при стандартной толщине красочного слоя очень насыщенные базовые цвета. На рис. 1 видно, что при традиционном размере частиц пигмента в красочном слое возможна ситуация, когда луч света проходит слой краски до бумаги, отражается от нее и не окрашивается, поскольку не сталкивается на своем пути с частицами пигмента. И хотя такая ситуация встречается редко, тем не менее часть света при отражении от окрашенного участка бумаги оказывается неокрашенной. Усилить «окрашенность» можно, если увеличить толщину красочного слоя, тогда цвет становится более насыщенным. Полиграфисты это знают, а также знают и то, что, к сожалению, делать это можно только до определенного предела, поскольку увеличение растискивания создает негативные факторы, которые полностью уничтожают все преимущества, достигнутые ранее. Поэтому при традиционной печати толщину красочного слоя стараются держать в требуемых пределах. Только в этом случае удается получить необходимое соотношение величин насыщенности и растискивания.

Теоретически есть и другой путь решения проблемы - уменьшить размер частиц пигмента так, чтобы они более плотно «укладывались» в толщине красочного слоя и не допускали эффекта «неокрашенного света». Сделать это достаточно сложно. Размер частиц пигмента и так довольно мал и находится на грани возможностей современного оборудования для растира пигмента, а тут его нужно сделать меньше еще в несколько раз. Но, тем не менее, такой продукт появился в продаже, а значит, техническая проблема решена. Как ее решают, компании не раскрывают, однако, скорее всего, здесь применяется новая технология получения пигмента - не растирать кристаллы солей в порошок, а выращивать микроскопические частички пигмента требуемого размера.

Рис.2. При уменьшении размера пигмента «неокрашенность» света встречается намного реже

В результате (рис. 2) при той же толщине красочного слоя удается существенно сократить процент лучей, проходящих сквозь красочный слой и не окрашивающихся. А это означает, что насыщенность базового цвета будет несколько выше, что, в свою очередь, приведет к увеличению цветового охвата.

В частности, система Aniva обещает увеличение цветового охвата примерно на 15–20%, Novaspace и того больше - до 30%. Любопытно, что все эти возможности обеспечиваются всего лищь за счет замены краски. Фактически на той же печатной машине в тех же условиях можно получить заметную прибавку к цветовому диапазону. Естественно, нужно существенно изменить допечатную подготовку, методику обработки изображений и правила измерения оттисков. И все же игра стоит свеч, и переход на новую технологию может оказаться очень полезным, так как она может стать недорогим и эффективным методом улучшения качества печати и визуального восприятия отпечатанных изображений.

И все же одно дело рекламные заявления компаний, а другое - применение их на практике. Чтобы понять, насколько одно отличается от другого, мы запланировали эксперимент, результат которого вшит в центральный разворот этого номера. Суть теста - попробовать «вживую» такую технологию. Мы решили протестировать систему Aniva, поскольку необходимые краски есть в Москве, да к тому же заметную помощь в этом вопросе нам оказало московское представительство компания KBA, который продвигает эту технологию печати.

Наши впечатления об этой технологии читайте в «Разборе полетов».



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»