Все
по-честному, или Как победить в «Мэтре
Полиграфии»?
Организаторы
«Мэтра Полиграфии», ставшего уже традиционным,
объявили о начале приема работ на конкурс
2006 г. Мы подумали, что сейчас - самое
время рассказать, как проходит судейство
и на что нужно обратить внимание тем, кто
готовит или подбирает работы для участия
в конкурсе. В прошлом году после объявления
результатов конкурса некоторые участники
интересовались, почему одна работа удостоена
наград, а другая, казалось бы, ничуть
не хуже - нет. Звучали и просьбы к членам
жюри пояснить, как нужно готовить работы,
чтобы они были оценены по достоинству.
И хотя жюри не обязано пояснять свое решение,
тем не менее, этот материал призван снять
часть вопросов о методах судейства и способах
определения победителей.
Судейская бригада
Для
того, чтобы как можно более объективно
и всесторонне оценить представленные работы,
в жюри приглашаются авторитетные специалисты
разных областей нашей отрасли. Здесь и
полиграфисты-технологи, и художники-дизайнеры,
и руководители типографий, и представители
рекламных агентств и отраслевой прессы.
В конце-концов, любая полиграфическая
продукция - товар, который должен обладать
определенными потребительскими характеристиками:
привлекательный внешний вид, соблюдение
определенных технических требований, позиционирование
продукции, качество исполнения, заложенная
в работу идея. Конечно, концепция конкурса
- оценить в первую очередь именно полиграфическое
исполнение печатной продукции, но сделать
это отдельно от всего остального невозможно.
Так что для победы в конкурсе немаловажны
и другие составляющие, производящие в
конечном итоге общее впечатление от работы.
Вот почему в жюри приглашаются люди разных
(но все-таки связанных с полиграфией)
специальностей.
Всего в жюри конкурса входит довольно
много специалистов, в 2005 г. их было
15. Именно это и позволяет избавиться
от субъективизма, детально, с разных точек
зрения, рассмотреть каждую работу. Такой
подход гарантирует «заслуженность награды».
Если уж столько разных людей пришли к
единому мнению, то, по всей видимости,
отмеченная работа - действительно достойный
победитель.
Правила судейства
Судейство
проводится по номинациям. Организаторы
конкурса втайне от жюри готовят работы
к просмотру в специальной комнате. Все
работы имеют только номер: никто из членов
жюри не знает, какая типография за каким
номером скрывается. Конечно, в ряде случаев
(например, в журнале) производитель указан
в выходных сведениях, но это уже не скроешь.
Задача судей на первом этапе - из всего
многообразия отобрать несколько работ,
на их взгляд наиболее достойных победить
в данной номинации. Составленный список
отдается организаторам, и те подсчитывают
число баллов, набранных тем или иным претендентом
на победу. В каждой номинации жюри заранее
оговаривает число баллов, по которому
произойдет отбор в «шорт-лист». Работы-претенденты,
набравшие больше оговоренного числа баллов,
вновь выставляются в специальной комнате.
И все повторяется: каждый образец внимательно
исследуется, после чего выбирается победитель.
Если явных лидеров нет, то жюри принимает
решение о постепенном исключении тех или
иных работ из претендентов на победу,
а по оставшимся проводится голосование.
Иногда победу присуждают с перевесом всего
в один голос.
Голоса всех членов жюри равнозначны,
независимо от их специализации. А это
значит, что в конкурсе одинаково важны
и внешний вид работы, и культура исполнения,
и качество полиграфического воспроизведения,
и соответствие с заявленной номинации.
Кстати, бывает и так, что жюри снимает
с конкурса некоторые работы, в том числе
и хорошо выполненные, только за то, что
они не соответствуют сути номинации. Например,
в прошлом году были дисквалифицированы
два очень достойных корпоративных каталога
- все потому, что их заявили в номинацию
«Периодическое издание (офсет, КБС)».
Формально, издания было склеены клеевым
способом, содержали много страниц и даже
периодически переиздавались. Но фактически
это были представительские буклеты крупных
компаний, а не периодические издания,
зарегистрированные соответствующим образом
и выходящие по графику. Может быть, с
точки зрения технологий, здесь все похоже,
однако производство корпоративного буклета
и периодического издания имеет различия
в организации, подходе и финансировании.
По этой причине эти конкурсные работы
и были сняты.
Надо сказать, к судейству некоторых «специализированных»
номинаций подключаются профессионалы из
этих областей. Иногда им даже приходится
объяснять другим членам жюри какие-то
нюансы, чтобы те могли разобраться в малознакомом
для них вопросе. Так, в прошлом году номинацию
«Этикетка «Кондитерские изделия» помогал
судить главный художник из компании «Объединенные
кондитеры».
Советы на будущее
Если
вы собираетесь в этом году выставлять
работы на конкурс и надеетесь на победу,
рекомендуем обратить внимание на несколько
важных моментов. Учитывая, что работа
оценивается разными людьми, разных профессий,
разных взглядов (проще говоря, «и физиками,
и лириками»), нужно выбирать образцы таким
образом, чтобы они, по возможности, могли
удовлетворить требования всех членов жюри.
- Образцы должны быть безупречны с
точки зрения полиграфического исполнения,
причем не только печати, но и любых
используемых видов брошюровки или отделки.
- Перед отправлением образец надо внимательно
критично осмотреть. Так бывает, что
в хорошо выполненном тираже случайно
попадается один экземпляр со случайным
дефектом и именно он может оказаться
на столе у жюри. Будет обидно.
- Необходимо позаботиться о том, чтобы
при транспортировке образец не повредился.
Возникшие в пути дефекты будут зачтены
как дефекты самой работы.
- Представленные образцы должны строго
соответствовать заявленной номинации,
эксперименты здесь неуместны. Корпоративный
буклет-книга или упаковка в виде детской
игрушки могут не впечатлить судей (как
это может быть задумано), и ваши творческие
изыски не будут оценены по достоинству.
Иногда жюри обращает внимание и на такие
потребительские характеристики товара,
как удобство пользования, легкость транспортировки
и хранения и многое другое. Это тоже
нужно учитывать. В типовой номинации
лучше заявлять типовые изделия. И наоборот,
в творческих номинациях (например, «Корпоративный
буклет/брошюра о типографии») лучше
заявлять что-то творческое и неординарное.
- Дизайн изделия и его эстетическое
восприятие должны быть на высоком уровне,
иначе у работы немного шансов на победу.
Конечно, учесть все пристрастия жюри
невозможно, но все же нужно очень тщательно
подбирать конкурсную работу.
- Не имеет смысла заявлять на конкурс
очень много образцов в одной номинации.
Больше - не значит лучше. Жюри может
просто «закопаться» в большом количестве
работ от одного конкурсанта и на достойную
не обратит должного внимания. Лучше
заранее выбрать несколько наиболее достойных,
на ваш взгляд, образцов.
Конечно, все перечисленное - лишь советы.
Следовать им или нет - решать вам. Точного
рецепта, как победить в конкурсе, не существует.
Можно лишь гарантировать, что все присланные
работы будут самым пристальным образом
рассмотрены, самые достойные - отмечены.
А вот изготовить этих «самых достойных»
- задача участников конкурса. Удачи!
«Анонимность
работ и гласность жюри»
|
РАЧКОВ
Сергей Васильевич,
председатель жюри
конкурса«Мэтр Полиграфии»
Стаж в полиграфии 50 лет (исполняется
в этом году), из них 15 лет
работы в типографии «Известия»
(производственный отдел) и
25 лет - в типографии Управления
делами Совета Министров (директор).
В настоящее время руководит
небольшой собственной типографией
«ТрансМедиа» |
Надо
сказать, что когда мне предложили
принять участие в жюри конкурса
«Мэтр Полиграфии», я согласился
сразу. Считаю, что появление в России
национального полиграфического конкурса
- явление своевременное. Это должно
существенным образом повлиять на
качество полиграфических услуг в
нашей стране. На первом же собрании
жюри меня выбрали председателем.
Вообще участие в жюри такого конкурса
очень почетно, это, так сказать,
признание заслуг перед отраслью.
Что касается состава жюри, хотя
я и технарь и всю жизнь занимался
непосредственно полиграфией, все-таки
считаю правильным решением пригласить
в жюри людей разных профессий: и
издателей, и рекламщиков, и полиграфистов.
И хотя формально это конкурс качества
полиграфического исполнения, тем
не менее важно оценивать работы
с разных сторон: дизайн, целостность
замысла, изящество исполнения и
т. д. Полиграфия всегда была на
стыке производства и искусства,
здесь без «душевной» составляющей
никак нельзя.
Если говорить о прошлогоднем конкурсе,
то присланные образцы оставили двойственное
впечатление, наряду с очень качественно
сделанными работами были и довольно
посредственные, которые, как мне
кажется, на такой конкурс не имело
смысла заявлять. Я бы разделил всех
участников на три группы:
- те, кто специально готовился
к конкурсу: внимательно изготавливали
и тщательно отбирали образцы;
- те, кто готовился к конкурсу,
но без четкого понимания, что
такое качественная полиграфическая
продукция;
- те, кто отправил на конкурс
первые попавшиеся под руку образцы.
Могу сказать, что все это видно
сразу, и на первом же этапе отбора
работы второй и третьей группы из
дальнейшей борьбы в конкурсе выбывают.
Что касается судейства, то оно
организовано очень удачно. На мой
взгляд, у используемой методики
два больших достоинства: анонимность
работ - жюри не знает, чьи работы
они обсуждают (правда, иногда это
указано в выходных данных, если,
например, это журнал, но этого избежать
нельзя), и гласность жюри - голосование
открытое, все видят, кто за какую
работу голосует. Открытое голосование
является еще и гарантией непредвзятости
результатов. Более того, выделяется
специальное время на обсуждение,
особенно тех работ, которые претендуют
на награды. Иногда в процессе обсуждения
того или иного образца он открывается
с неожиданных сторон, вплоть до
того, что члены жюри меняют свое
мнение.
Мне кажется, что сочетание грамотно
подобранного состава жюри и правильной
методики судейства дает действительно
надежный результат. Случайно победить
в этом конкурсе нельзя. И тем почетнее
эта награда. А мне, как члену жюри,
важно еще и то, что я спокойно могу
поставить подпись в протоколе заседания.
Результаты того заслуживают. |
|