VeryLargeFormat:
выбор пути
Печатные
машины большого формата
Этой статьей
мы открываем авторскую рубрику под
названием «Заметки вдумчивого полиграфиста».
До этого на страницах журнала в
своем большинстве публиковались
статьи, выражающие мнение производителей
или поставщиков, теперь попробуем
посмотреть на проблемы полиграфии
глазами пользователя. |
|
Юрий
ЗАХАРЖЕВСКИЙ,
группа компаний
«Печатный дом Граффити» |
Кризис
- как вызванный конъюнктурой рынка, так
и охватывающий полиграфию в целом - сказывается
в первую очередь на малых и средних типографиях.
Надо развиваться, надо расти. Кому-то -
думать о «цифре», а кому-то - задуматься
о машине VLF-формата. Почему именно VLF?
Потому что тенденция налицо: листовой офсет
«растет». КБА уже достиг 205-го формата.
Komori, Ryobi и Shinohara не столь быстро,
но движутся в том же направлении. Хоть на
дюйм, а новый Lithrone 29 больше старого.
«Гейдельберг» строит завод по производству
печатных машин VLF за 45 млн евро - не шутка.
Фактически, это признание производителями
офсетных машин того, что их продукция испытывает
давление со стороны новых способов печати.
Да, пока они еще не могут потеснить офсет
и не дают больших оборотов. Но даже «традиционные»
типографии приобретают ЦПМ. Как говорится,
готовь сани летом: потом на «цифровой» рынок
вклиниться будет уже труднее.
Весь вопрос заключается в том, в каком
же направлении идти именно вам? Разумеется,
ответ будет зависеть от того, кому вы
свой вопрос адресуете. Если менеджеру,
который продает офсетные машины, то он
аргументированно докажет, что позиции
офсетной печати на всех форматах незыблемы.
Более того, в России есть очень крупный
поставщик полиграфической техники, который
до сих пор принципиально не поставляет
ЦПМ. Но поведение производителей говорит
о том, что изменения неизбежны. Наличие
производственных мощностей заставляет
их заботиться о завтрашнем дне. Поэтому
они знают, куда следует двигаться офсету.
И даже те, кто не хотел бы увеличивать
формат, понимают, что типографиям невыгодно
«разводить зоопарк»: если машина первого
формата была марки Х, то и машину VLF
лучше брать той же марки (при прочих равных,
разумеется). И производитель вынужден
идти за клиентом.
Итак, каковы же достоинства и недостатки
очень большого формата?
- Способность
напечатать продукт большего формата,
чем конкуренты. Очевидный, но
от этого не менее важный пункт. Мы привыкли
жаловаться на низкие цены. При этом
все вроде знают, что для успешного развития
предприятие должно иметь «уникальные
преимущества». Но преимущество невозможно
без технического превосходства в той
или иной форме. Большой формат - это
явное, весомое преимущество, которое
не заменишь никакими маркетинговыми
ухищрениями. Концерн КБА, упорно продвигающий
машины с переворотом, все же признал,
что машины без переворота, но большого
формата, гораздо более гибкие с точки
зрения технологии. И могут напечатать
плакат или географическую карту такого
формата, с которым перфектор при всей
своей скорости справиться просто не
в состоянии. Но и цена ошибки при выборе
машины становится гораздо выше, вплоть
до риска полного разорения. Политкорректность
требует признавать, что все современные
машины ведущих фирм способны хорошо
печатать на протяжении долгого времени.
Всегда ли это так? Да, «неудачные» машины
бывают у всех. Что ж, скажу политкорректно:
у кого-то неудачных машин меньше, у
кого-то - больше. А разница в уровне
сервиса бывает и вовсе громадной. Для
небольшой типографии - фатальной. А
ведь кроме самой машины приобретать
придется и другое оборудование: как
минимум, CtP VLF-формата, проявочный
процессор, большой резак... Нужны и дополнительные
площади. И все эти вложения могут оказаться
напрасными, если машина остановится
или не оправдает возлагавшихся на нее
надежд по части качества печати. Или
не сможет работать с некоторыми видами
бумаг. Тут надо быть очень осторожным.
К тому же машины VLF-формата выпускают
еще далеко не все производители. Следовательно,
если ваша типография оснащена, к примеру,
машинами Ryobi или Shinohara, то, при
всем уважении к этим почтенным маркам,
вам придется покупать VLF-оборудование
другого производителя, а «зоопарк» в
типографии - всегда лишние хлопоты.
И это стоит учесть, размышляя над покупкой.
Один лишь пример: у КБА система Densitronic
позволяет контролировать и регулировать
параметры печати сразу на нескольких
машинах. Но на машинах этой фирмы. А
стоят системы контроля с обратной связью
очень дорого - десятки тысяч евро, порой
- более сотни. Вам кажется, что сканирующий
денситометр - роскошь? Напрасно. Они
успешно применяются даже на третьем
формате. А уж на большом, пока печатник
измерит все поля и внесет все поправки...
В приладку уйдет столько бумаги!
- Большая
скорость печати. Больше лист
- больше полос, упаковок, этикеток.
Скорость в листах может быть даже ниже
- трудности работы с большим форматом
дают себя знать. Но преимущество по
площади все равно дает, в конечном счете,
и преимущество по производительности.
Одни из самых быстрых - это машины компании
КБА. Однако КБА весьма предусмотрительно
предупреждает своих потенциальных клиентов:
скорость, указанная в спецификации -
величина условная, ограниченная только
механическими свойствами машины. Фактическая
же скорость печати зависит от бумаги,
краски, сюжета и прочих факторов. На
большом формате все эти ограничения
действуют даже сильнее, чем на среднем
или малом. Но есть и косвенные факторы,
повышающие скорость на большом формате:
при покупке такой машины волей-неволей
придется обзавестись вспомогательным
оборудованием - стапелеподъемником,
устройством переворота стопы. Как же
у нас не любят тратить деньги на такие
вещи! А зря. Они и повышают скорость
работы, и понижают зависимость от «человеческого
фактора» (а не любят потому, что считают:
печатная машина зарабатывает деньги,
а денситометр или система логистики
– нет. А ведь это неверно).
- При печати этикетки и, особенно,
упаковки большой лист позволяет более
экономно выполнить раскладку, значит,
уменьшить
себестоимость. Но для того чтобы
в полной мере воспользоваться этим преимуществом,
придется приобрести и устройство высечки
соответствующего размера. И по соответствующей
цене. А выбор такой техники не так уж
и велик, и надо заранее подумать, чтобы
не было значительной разницы между форматом
печати и высечки.
- И бумага,
и пластины большого формата - это проблема.
Конечно, поставщики их найдут. Но бумагу
придется брать по предоплате, не меньше
нескольких тонн. А пластины... У нас пока
с обычными-то форматами перебои бывают.
- Обычно
у больших машин «раскат» лучше,
чем у маленьких. Особенно это заметно
у КБА: красочный аппарат у больших машин
концерна более развит, чем у его же
машин меньшего формата. Впрочем, КБА
первый формат именует средним, а второй
- малым. Концерн всегда тяготел именно
к большим машинам. Но, с другой стороны,
«Гейдельберг» не случайно долго ограничивался
102-м форматом. Все же есть одно непреодолимое
ограничение: сама бумага. Ее деформации
нарастают при увеличении формата, и
самая совершенная техника тут не поможет.
Возможно, КБА 205 - это предел, и ничего
большего мы уже не увидим. Заметьте,
что первую такую машину в России приобрела
компания PVG, специализирующаяся на
наружной рекламе. И за рубежом такие
машины часто печатают ее же. А безупречное
совмещение - не самый критичный фактор
для такой продукции.
- При наличии «скелетоновой» передачи
(которая сама по себе - вещь чрезвычайно
полезная) на большом формате возникают
трудности
с очень тонкой бумагой. «Гейдельберг»
- опять же неслучайно - до сих пор выпускает
машины как с двойным, так и с одинарным
диаметром печатного цилиндра. К сожалению,
не все поставщики признают наличие этой
проблемы. Некоторые указывают минимальную
плотность запечатываемых бумаг такую
же, как и в машинах меньшего формата.
Не всегда это так. И трудно порой понять,
где теряется информация на пути от производителя
до типографии.
- И по
цене, и по занимаемой площади установка
двух больших машин - дело нелегкое.
Ведь и одна машина - это всегда риск
(см. п.1). Некоторые клиенты, выбирая
типографию для длительного сотрудничества,
предпочитают ту, где больше машин. И
нельзя не признать, что это разумный
подход. Ибо только менеджер компании
поставщика может заявить, что современные
машины редко ломаются. Всякий механик
знает, что чем сложнее система, тем
больше поломок.* (* Пожалуйста, не надо
воспринимать эту фразу как призыв к
опрощению. Современная автоматика -
очень нужная и важная составляющая машин,
а слишком примитивный красочный аппарат
- верная дорога к низкому качеству печати.
Но все это - предмет индивидуального
выбора.) Конечно, поставщик будет говорить,
что у клиента Х за такой-то срок работы
поломок не было вообще. А клиент Х может
даже кивать головой... Но кто из нас
любит признаваться в наличии проблем?
Опять же, поссоришься с поставщиком
- того и гляди, останешься без сервиса.
Вот тут и помогают неформальные контакты
между полиграфистами (вот вам и еще
одно доказательство пользы нарождающихся
полиграфических союзов, а также и семинаров,
на которых специалисты могут познакомиться
и пообщаться на такие деликатные темы).
Каков же вывод? Печатные машины большого
формата - это перспективный путь развития.
Но не для всех. Таких машин просто не
может быть много. Остается понять, ваш
ли это путь.
|