|
Карина
Назаренко,
компания «Парель»
арт-директор |
Компания
«Парель» сос-тоит из двух подраз-делений:
типографии и дизайн-студии, в которой большой
процент приходится на производство календарей.
Изменились ли тенденции в дизайне календарей?
Не думаю. Всегда были интересные, идейные
и рядовые образцы. Мы выделяем три типа
календарей: так называемые шаблонные,
концептуальные и демонстрирующие возможности
современной полиграфии. Последние два
типа могут себе поз-волить только крупным
компаниям - понятно, что оригинальный
дизайн или дорогая отделка стоят на порядок
выше.
Я считаю, что в календаре обязательно
должна быть идея, действие, которое должно
прослеживаться от первой до последней
полосы. В нем должна «жить» идея. Нового
придумать нельзя, но можно подобрать «новые
краски» к старому. Это и тема природы,
и человеческие достижения, и пороки, и
история, и философия... Так что популярным
был, есть и остается интересный, продуманный
дизайн, нестандартные мысли на стандартные
темы.
Конечно, все меняется. И в данном случае
становится другим сам подход клиента заказу
этой продукции этой продукции. Раньше
календарь обязательно должен был ассоциироваться
с деятельностью компании-заказчика. Теперь
его тема может быть совершенно отвлеченной
- такой календарь работает, скорее, как
имиджевая реклама.
Что касается производства, то сегодня
в современной хорошо оборудованной типографии
множество технологий и видов отделки,
так что календарь может быть даже похож
на ювелирное украшение. Разумеется, это
сильно влияет на стоимость работы и не
всегда оправданно с точки зрения самого
дизайна. Нам нравится создавать концептуальный
дизайн, который бы не хотелось ничем «задабривать»,
который сам по себе является самодостаточным.
...И ЕЩЕ НА ТУ ЖЕ ТЕМУ
Говоря
о тенденции в издании календарей 2006
г. нельзя не вспомнить о сюжетах. Первое
и самое главное наблюдение - очень часто
используются рисунки. В приведенных в
журнале образцах календарей доля таких
иллюстраций более 50%, и еще часть сочетает
и рисунок, и фотографии. А если уж используется
фотография, то она сделана с большим вкусом
и сама по себе может быть произведением
искусства.
Много внимания стали уделять и конструкции.
Например, такого календаря (двусторонний
с пружиной посередине), ранее видеть не
доводилось. Более того, у такой конструкции
есть одно преимущество, которое сразу
не бросается в глаза: она позволяет напечатать
календарь по формату в два раза больше,
чем формат печатной машины. Этот календарь
всегда висит «разворотом», в то время
как любой другой привычного формы - одним
листом. Используя такую конструкцию, можно
на печатной машине формата 52х36 см отпечатать
вполне «взрослый» календарь форматом до
50х70 см. Впечатляюще!
С помощью вырубки можно получить самые
разные конструкции календарей, в том числе
и объемные сложной формы. Вообще, чем
необычнее продукция, тем она привлекательнее,
ведь многим уже порядком надоели однотипные
календари. Хочется разнообразия, и именно
его можно получить, всего лишь изменив
привычную форму календаря. Вспомните упомянутые
ранее квадратные или очень длинные прямоугольные
образцы - любые, только бы не заурядной
прямоугольной формы с типовым отношением
сторон.
|
|
Казалось
бы, что нового можно придумать в
квартальном календаре? На протяжении
многих лет все они выглядят примерно
одинаково. Впрочем, придумать, как
выясняется, можно. В данном случае
при довольно скромном внешнем оформлении
эффектно работает непривычная форма
каждого листка календаря и календарной
шапки. Все они непрямоугольной формы!
Листы здесь подвергались не резке,
а вырубке. Календарь изготовлен
компанией «MC-Принт».
|
Здесь
тоже используются нетипичные для
изготовления календарей технологии
- тиснение фольгой, рисованный сюжет
(подобран «в тему»). Впрочем, в
силу «типичности» конструкции и
простоты оформления такой календарь
немногие захотят повесить на стену.
Только если других, более интересных,
нет |
Становятся важными и материалы, которые
используются в производстве этого вида
печатной продукции. Отрадно, что дизайнеры
начинают прорабатывать всю концепцию календаря
в целом. Теперь они задумываются, на какой
бумаге он будет отпечатан и насколько
она будет гармонировать с планируемым
сюжетом. Важен даже вид и цвет пружины
и ригеля. Все это заказчик сегодня оговаривает
с типографией.
Из достаточно популярных в этом году
материалов можно отметить кальку и пергамент.
Если хочется подчеркнуть «статусность»
изделия, то калька - то, что надо. Впрочем,
насколько это оправданно, не очень понятно.
Еще одно интересное наблюдение - создается
впечатление, что календарь сегодня перестает
нести свою основную функцию - отображать
числа и дни недели, и превращается в украшение
офиса или квартиры. На многих совре-менных
календарях, календарная сетка выполнена
таким образом, что пользоваться ею по
назначению очень неудобно или просто невозможно.
Даже не этом развороте можно найти пару
таких образцов. Что это - дизайнерская
ошибка? Вряд ли. Скорее всего, это еще
одна тенденция. Многополосный подарочный
календарь теперь несет декоративные функции,
нежели какие-то практичные. Если нужны
даты - смотрите в ежеквартальник. А настенный
календарь должен радовать глаз, и этого
достаточно.
Поэтому квартальные календари пока строже
и сдержаннее. Хотя и в этой области эксперименты
с формой уже начались, видимо, скоро начнутся
и эксперименты с содер-жанием.
Получается, что теперь в комп-лект бизнес-подарков
на Новый год должно входить два календаря:
многолистный настенный и квартальный.
Один - для украшения, другой - для работы.
И, скорее всего, оформлять их надо в едином
стиле. Пока таких примеров нам не попадалось,
но, думаем, мысль хорошая. Может пока
они не стали массовыми, но в ближайшее
время точно станут.
В общем, нам показалось, что с прошлого
года произошли довольно заметные изменения
в подходе к производству календарей. Эта
продукция становится все более сложной
и престижной, над сюжетами которой необходимо
работать долго и кропотливо. Может, уже
пора начинать делать календарь на 2007
г.?
|