В большинстве
случаев книги выпускают специальные издательства.
И все, что будет сказано в этой статье,
их работникам уже известно. В то же время
сегодня встречается много корпоративных
книг, различных научных и технических изданий,
описаний, подготовкой к печати которых могут
заниматься и неспециализированные компании.
Вот для них и подготовлен этот материал,
в нем мы кратко опишем методы, позволяющие
заранее просчитать все необходимые затраты
и прикинуть, сколько же ориентировочно будет
стоить издание книги. Сразу уточним,
мы будем говорить о сравнительно простых
книгах, содержащих в себе в основном текст,
без иллюстраций, причем текст однородный,
без большого количества таблиц, формул
и других подобных включений. К этой же
категории можно отнести и литературные
журналы, в которых тоже большая часть
- это текст. Так что затронутая нами тема
может быть интересна многим.
[ ЗАМЕЧАНИЕ ]
Издавать
книги дело непростое. В большинстве
случаев этим занимаются профессионалы,
для которых все описанное в статье
известно. Впрочем как показывает
практика не всегда. Сейчас за издание
книг берутся многие, поскольку кажется,
что с помощью компьютера все можно
сделать элементарно. И хотя отчасти
это может быть и верно, тем не менее
для получения профессионально выглядящей
книги, изготовленной за разумную
плату, нужно знать многое. В этой
статье изложены простейшие методики,
которые позволяют спланировать и
оптимизировать затраты на книгу.
Конкретные цифры приведены в этой
статье лишь для примера и с реалиями
жизни могут не совпадать.
[ СПРАВКА
]
Что такое
удобочитаемость?
Наверное,
многие замечали, что одни книги
читаются легче и быстрее других.
Дело здесь не только в слоге и умении
писать одних авторов и неумении
других. Помимо этого есть еще и
такое понятие, как «удобочитаемость».
По сути это интегральная характеристика,
полученная опытным путем. Она содержит
множество разных критериев: формат
набора и шрифт, величину страницы
издания, интерлиньяж и положение
страницы на листе.
В советские времена этим занимались
научно-исследовательские институты,
формировали требования к тому, как
следует оформлять различную полиграфическую
продукцию. Учитывалось многое: скорость
чтения, утомляемость глаз, легкость
восприятия информации, возрастные
группы и др. В результате исследований
рождались отраслевые рекомендации
, в которых все было четко описано.
Например, одна из рекомендаций к
выпуску художественной литературы
выглядела примерно так: формат издания
от 60х84/16 до 62х90/16, формат
набора от 6 квадратов 2 цицеро до
8 квадратов 1 цицеро, гарнитура
Литературная, кегль 9 пунктов, интерлиньяж
10 пунктов, корешковое поле не менее
1 квадрата, обрезное поле не менее
1 квадрата 1 цицеро. Поле в голове
и в хвосте блока не менее 1 квадрата.
Мы попробовали воспроизвести эти
требования в компьютере и сформировать
по ним полосы издания - получилось
неплохо. Так что и старые требования
по удобочитаемости вполне работают
сейчас. Конечно, современные возможности
позволяют делать все намного проще,
но не стоит пренебрегать и тем,
что нарабатывалось годами.
КЛАССИФИКАЦИЯ
КНИГ ПО ВИДАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Это
сложная и большая система, в которой
учитывается множество разных факторов
использования и хранения книг. Сейчас,
конечно, никто не запретит делать
книгу любого формата и соотношения
сторон, но будет ли удобно ее читать.
Вряд ли здесь удастся изобрести
что-то новое, лучше пользоваться
тем, что наработано годами.
Для примера опишем только четыре
вида форматов книг, наиболее часто
попадающиеся на глаза..
- Энциклопедические
издания. К этой группе
относятся словари и энциклопедии.
Их главное назначение - предоставить
людям нужную информацию, причем
отсортированную в алфавитном порядке.
А значит, чем больше ее будет
в поле зрения, тем быстрее человек
найдет то, что ему нужно. Следовательно,
формат издания должен быть максимально
большой, но при этом такой, чтобы
вся страница постоянно была в
поле зрения. Если учесть такие
параметры, как величина углового
зрения, размер шрифта и нормальное
расстояние рассматривания, получается,
что формат издания не должен быть
больше 25х35 см (примерно). Именно
он и будет максимальным для книг
типа энциклопедий. В нашей стране
(да и в Европе) такого типового
формата листов нет (хотя, например,
в Америке есть и называется Legal),
наиболее близкий к нему - А4.
Вот почему формат энциклопедий
у нас примерно такой же.
- Карманные
издания. Как следует из
названия, их главная задача -
умещаться «в кармане», то есть
быть удобными при транспортировке.
Есть определенный формат изданий
(например, документов), который
специально разработан для ношения
в кармане. Он должен быть не больше
12х16 см. Впрочем, скорее сами
карманы подгоняются под формат
документов, но тем не менее этот
размер утвердился как стандарт.
-
Компактный формат. Это
наиболее типичный формат для издания
книг. Он построен на типовом формате
листов бумаги и шестнадцатой доле
листа. Это позволяет из одного
листа бумаги получать сразу 32
страницы издания, что довольно
удобно в производстве. При этом
книга получается не очень большая
по размеру, и ее можно при чтении
держать одной рукой, что позволяет
читать ее, например, в транспорте.
Обычно формат этого издания построен
на бумаге формата 60х90 см, и
значит, формат изделия получается
около 14х21 см.
- Формат
учебников и детских книг.
Поскольку учебники для школы и
детские книги приходится печатать
шрифтом большего кегля, чем книги
для взрослых, то и формат их должен
быть больше. Они построены на
листе формата 70х100 см, а формат
издания получается около 17х24
см.
Есть и другие устоявшиеся форматы,
построенные на других типовых размерах
бумаги, определяемые другими техническим
требованиям или требованиями по
использованию. Например, некоторые
издания для военных проектируются
таким образом, чтобы правильно размещались
в планшетке, а книги для работы
на открытом воздухе, например, строительные
инструкции, делаются более узкие
и длинные, чтобы ветер меньше переворачивал
страницы и их легче было удерживать
одной рукой. |
Два пути
В
принципе, может быть два пути планирования
и расчетов. Про первый мы уже говорили
в «Формате», суть его в том, что подсчитать
ориентировочную стоимость печати издания
можно только после того, как оно сверстано.
Такой метод скорее ознакомительный. Что
делать, если цена окажется не такой, как
планировалось изначально? Вряд ли получится
уложиться в нужную сумму: вносить изменения
в уже подготовленную к печати работу -
дело довольно дорогое и долгое, особенно
если издание многостраничное. А потому
для книг (а именно они в первую очередь
могут считатся многостраничными) предпочтителен
все же предварительный расчет - второй
возможный путь. Надо сказать, что еще
в Советском Союзе был хорошо развит механизм
расчета изданий, и все издательства при
подготовке рукописи к печати обязаны были
им пользоваться. В общем-то, методику
эту никто не отменял, но она довольно
сложная и базируется на полиграфических
единицах измерения. Подробнее об этом
в справке.
Современные компьютерные системы работы
с текстом и полосами ситуацию намного
упростили. Можно делать вполне приличные
полиграфические издания, не имея ни малейшего
представления о том, что такое полиграфические
системы измерения. И все же возможность
заранее все просчитать окажется очень
полезной как с точки зрения оптимизации
трудозатрат, так и с точки зрения оптимизации
стоимости производства. Но если делать,
то делать по методике. Их две: расчет
«от конечного объема издания» и расчет
«по фактическим данным». И тот, и другой
имеют свои плюсы и минусы. Первый предпочтительнее,
когда заранее известен бюджет будущего
издания и стоит задача «втиснуться» в
него; второй, наоборот, позволяет просчитать
необходимые затраты, делая издание в наилучшем
варианте. Но несмотря на то, какой из
методов будет использован, для обоих нужно
знать некие общие параметры. Перечислим
их.
|
|
Самый простой
вариант книжной верстки: «плотный»
набор (недостаточный интерлиньяж),
типовой шрифт (Таймс), небольшие
поля вокруг текста. Удобочитаемость
невысокая. Офомление полосы полностью
отсутствует, если не считать такого
неудачного для восприятия решения,
как «встроенная» колонцифра. |
Немного улучшенный
вариант оформления полос книги.
Несколько увеличились верхние и
нижние поля, появилось какое-то
оформление полосы. Но текст по прежнему
набран «бюджетно», недостаточный
интелиньяж и типовой шрифт. Впрочем
само формление «нагружает» полосу
и может еще больше утомлять читателя. |
Формат книги
Мы
уже писали о выборе формата издания, с
книгами все почти так же. Другое дело,
что все требования здесь намного строже,
чем при производстве рекламной продукции
и даже журналов. От того, насколько технологично
будет произведена книга, во многом зависит
ее экономическая эффективность. В большинстве
случаев книга издается за счет средств
или издательства, или автора, и возможность
сэкономить без ущерба для изделия является
очень важной составляющей производства.
Для журналов это может быть не столь актуально,
во всяком случае небольшие лишние затраты
можно компенсировать одной-двумя лишними
рекламными полосами. В книгах же реклама,
как правило, не печатается (хотя всякое
бывает).
Более того, книга - издание объемное,
и, допустив ошибку в выборе формата, можно
понести большие финансовые потери: за
счет излишней бумаги, за счет холостой
работы печатной машины. Проще всего ориентироваться
в форматах книг, используя справочники,
где все они уже давно прописаны и построены
на основе типовых форматов листов бумаги
и печатных машин. Другое дело, что значения
форматов в справочниках могут быть не
совсем актуальным, поскольку базируются
на размерах бумаги и печатных машинах
советской эпохи. Но о том, как правильно
разобраться с форматом издания и форматом
печати, мы уже говорили немало, следуя
нашим советам, можно сделать правильный
расчет.
Необходимо еще знать специальные требования
к книгам по способам использования, они
также описаны в соответствующих справочниках.
Немного об этом в справке.
Формат набора
После
того, как выбран формат издания, необходимо
определить рабочее поле, то есть ту часть
полосы, которая будет занята непосредственно
текстом книги. Другими словами определить
отступы от границ полосы до начала теста.
Здесь может быть множество рекомендаций,
но большинство из них эстетического плана.
Хотя есть и вполне научные расчеты этого
параметра.
В частности, есть такое понятие, как
удобочитаемость. Одним из ее требований
является расположение блока текста не
в геометрическом, а в оптическом центре
полосы: так он легче воспринимается читателем.
А это в свою очередь означает, что текстовый
блок должен быть немного сдвинут относительно
геометрического центра: на левой полосе
чуть вправо и вверх, на правой - чуть
влево и вверх. Обычно хватает сдвига на
1–2 цицеро, большая разница полей в центре
и по краям, а также вверху и внизу будет
смотреться диссонансом. Что касается собственно
величины этих полей, то тут желательно
руководствоваться принципом разумной достаточности
и делать их примерно в 10% ширины полосы
и 15% высоты.
Впрочем, в СССР и в этом были свои стандарты.
Существовало три «группы оформления издания».
Одним из главных отличий каждой как раз
и были величины полей вокруг теста. К
первой группе относились книги «улучшенного
оформления», ко второй - «нормального»
и к третьей - так называемый «ширпотреб».
В большинстве своем издавались, конечно,
книги последней группы, хотя и другие
тоже встречались, особенно если нужно
было напечатать труды вождей. Разумеется,
чем меньше поля, тем больше текста умещалось
на одной странице книги и тем экономичнее
было ее производство.
|
|
Пример
хорошего исполнения недорогих издания.
Несмотря на сравнительно небольшие
поля вокруг набора использован слегка
увеличенный относительно кегля интерлиньяж,
досточно крупный шрифт, при этом
на левом рисунке еще и пременен
«текстовая» гарнитура (Прагматика).
Читать такие издания будет достаточно
легко (если, конечно, позволит содержание).
|
В настоящее время никаких норм нет, но,
тем не менее, приведенные соотношения
ширины, высоты полосы и размеров полей
лучше все же соблюдать. Более того, не
следует делать размеры полей меньше 2
цицеро, читать такое издание без раздражения
будет практически невозможно.
[ СПРАВКА
]
Определение
емкости строки
Это
довольно простая операция, но ее
придется проделать для каждой планируемой
ширины набора и для нескольких шрифтов,
которыми предполагается пользоваться.
Раньше существовали специальные
таблицы, в которых указывалось,
сколько в среднем знаков такого-то
шрифта и такого-то кегля укладывается
в одну строку такой-то ширины. Сейчас
этими таблицами пользоваться бесполезно,
даже если у кого-то они и есть,
поскольку ширины компьютерных шрифтов
не соответствуют ширинам шрифтов
для горячего набора.
Необходимо взять небольшой кусок
текста на русском языке и заверстать
его в полосу с требуемой шириной
набора. Текст нужно взять такой
длины, чтобы получилось не менее
10–15 строк. Затем выбрать несколько
(не менее 5) наиболее типовых строк
и посчитать, сколько знаков в этой
строке получилось. Считать надо
все знаки препинания и пробелы между
словами. Затем полученные значения
усреднить, и получим искомое: сколько
в среднем знаков умещается в одной
строке предполагаемого набора.
В качестве примера мы набрали один
и тот же фрагмент текста разными
шрифтами. Легко заметить, что в
одинаковых по размеру блоках умещается
разное количество текста. Следовательно,
и емкость строки у этих шрифтов
разная. При этом величина кегля
и интерлиньяж у всех примеров одинаковый.
[ СПРАВКА
]
Полиграфические
единицы измерения
Это
целая наука, и в небольшой справке
можно только кратко упомянуть отдельные
ее параметры. Такая система измерений
появилась довольно давно, практически
одновременно с зарождением полиграфии
как индустрии, и совершенствовалась
на протяжении многих лет.
Причина проста: нужно было как-то
проводить довольно сложные расчеты,
причем так, чтобы они не ставили
в тупик и не затягивались на долгое
время, а никаких вычислительных
средств тогда не было. Считать нужно
было только целые числа, поскольку
с ними еще можно было бы как-то
разбираться при помощи простых средств
вычисления, например счетов. Поэтому
и был разработан довольно сложный,
но эффективный механизм расчетов,
которым можно пользоваться до сих
пор, но не пользуются: новому поколению
полиграфистов, имеющих компьютеры
и программы компьютерной верстки,
проще считать в привычных миллиметрах,
чем в квадратах и цицеро. Впрочем,
в учебниках и справочниках выпуска
до середины 90-х гг. эта система
измерений вовсю используется. Так
что иметь о ней некоторое представление
все же стоит.
Система опирается на дюйм. Нам
более привычен американский дюйм
(он равен 25,4 мм), хотя есть и
другие дюймы, отличающиеся от американского,
и следовательно, есть параллельная
полиграфическая система измерений,
основанная на других цифрах. Это
вносит немало путаницы, но сделать
с этим ничего нельзя. Мы же в качестве
примера рассмотрим систему измерений,
построенную на американском дюйме:
другие системы строятся похожим
образом.
Итак, в основе всего лежит пункт,
равный 1/72 дюйма. В нашем случае
это составляет примерно 0,35 мм
(есть еще другие пункты, например
пункты Дидо, длина которых иная).
Если придется пересчитывать какие-то
значения из пунктов или других единиц
измерения, нужно четко понимать,
на основе каких пунктов они построены.
Пункт используется при указании
размера шрифта (кегля) и интерлиньяжа,
причем для обычных текстовых материалов.
Пожалуй, только это и осталось от
былой единицы измерения в современной
полиграфии. Во всяком случае, понятие
шрифт 10 пт сейчас ни у кого не
вызывает вопросов. Далее сложнее.
Величина в 12 пунктов называется
цицеро. Она используется для определения
размеров заголовочных шрифтов, пробелов
и полей на полосе, а также при установке
ширины колонки набора. Важно, что
ранее величины заголовочных шрифтов
в пунктах не мерили. Все шрифты,
которые по размеру были больше 72
пт измеряли уже не в пунктах, а
в цицеро, и прирост размера шрифта
шел тоже в одно цицеро. Шрифт 72
пт устанавливался в 6 цицеро, далее
шел 7, 8, 9... цицеро. Необходимо
также отметить, что величина в 1
цицеро является самой оптимальной
для установки средника между колонками
при многоколонном наборе текста.
По крайней мере, исследования в
удобочитаемости говорят именно об
этом.
Величина в 48 пунктов называется
квадратом. История появления этого
названия довольно сложна, скорее,
эта величина должна называться не
квадратом, а кубом. Дело в том,
что в первых версиях комплектов
для ручного набора именно такого
размера была величина «ноги» для
литер ручного набора. В результате
пробельный материал, у которого
и ширина, и высота были в 48 пт,
оказывался идеальным кубом. Но на
жаргоне наборщиков его назвали квадратом,
и это название укрепилось в качестве
термина. Длина «ног» у литер выросла,
но название осталось. Квадрат используется
при установке размеров полосы набора
и размеров шрифтов для набора афиш.
Есть еще множество самых разных
полиграфических терминов: реглет,
полуреглет, марзан, бабашка и т.д.
Описывать их нет смысла, поскольку
в настоящее время никакого практического
смысла они уже не имеют. Важно то,
что система построения единиц измерения
была довольно четкой и строгой и
позволяла оперировать сравнительно
небольшими целыми числами при установке
любых параметров набора и формата
полос издания. Если кто-то интересуется
этим вопросом, то можно прочитать
любой полиграфический справочник
выпуска 60-90-х гг. прош-лого века.
Впрочем, есть еще несколько деталей,
о которых следует рассказать сейчас,
поскольку они важны для понимания
культуры верстки и при расчетах.
Есть такое понятие, как шпация -
пробел фиксированной величины, устанавливаемый
при формировании строки в некоторых
случаях. Шпации бывают трех видов
(иногда четырех, но это уже нововведение,
придуманное в начале XX в. при изобретении
монотипа): круглая, полукруглая
и тонкая. Объяснить причину таких
названий нам не удастся. На самом
деле круглая шпация больше похожа
на квадрат, поскольку у нее ширина
равна высоте, но названия укрепились.
Так вот у круглой шпации ширина
равна высоте, то есть ее ширина
равна кеглю набора. У полукруглой
соответственно равна половине кегля,
а у тонкой - четверти. Круглая шпация
наилучшим образом может использоваться
для установки абзацного отступа,
полукруглая как пробел для отбивки
(например, при отступе от значка
в начале абзаца), а тонкая подходит
для разрядки текста. Кроме того,
полезно знать, что величина межсловного
пробела в строке должна быть между
полукруглой и круглой. На это полезно
обращать внимание при верстке, по
крайней мере, если есть желание
делать культурную верстку.
Еще один параметр, который следует
знать, - объем текста. Это сейчас
его измеряют в килобайтах, а раньше
такой единицы измерения не было.
Поэтому и была придумана единица,
которая объединяет объем рукописи
и объем текста определенного кегля,
размещаемого на листе бумаги условного
формата. Ранее все рукописи принимались
в работу только в отпечатанном на
машинке виде. Печатали их на специальных
бланках с логотипом издания (жаргонное
название «собака»). На эту «собаку»
помещалось примерно 2 тыс. знаков
в машинописном виде. В то же время
в печатном виде на лист формата
60х90 см умещалось 40 тыс. знаков
текста, набранного неким условным
шрифтом кегля 12 пт. А значит, на
один лист умещалось 20 «собак».
Величина в 40 тыс. знаков была выбрана
в качестве «учетно-издательского
листа», то есть единицей измерения
объема текста. Но проще, оказалось,
мерить в листах рукописи - в величинах,
равных 2 тыс. знаков. Фраза «рукопись
в 150 листов» имеет вполне понятные
значения: в ней примерно 300 тыс.
знаков.
Повторим, что этим полиграфические
единицы измерения не заканчиваются,
их намного больше, но для общего
понимания процесса вполне хватит.
[ ЗАМЕЧАНИЕ
]
о ЕМКОСТИ
ШРИФТА
Мы
уже говорили о емкости полосы. Но
иногда говорят и о таком понятии,
как «емкость шрифта». Это не совсем
верно математически, поскольку скорее
должна идти речь о величине, обратной
емкости, но название ей пока не
придумано или, может быть, нам не
известно. По сути, шрифт обладает
некоторой характеристикой, которую
также можно назвать «емкостью»,
и характеризует она количество знаков,
которое умещается в строке определенного
размера. Поэкспериментировав с различными
шрифтами, можно заметить, что даже
у очень похожих по рисунку шрифтов
число знаков, умещающихся в строке
фиксированного размера, может заметно
отличаться. Полезно составить такую
таблицу, в которой были бы указаны
емкости имеющихся в наличии шрифтов.
При оптимизации затрат на изготовление
книги это может очень помочь.
НЕКОТОРЫЕ
КОНКРЕТНЫЕ ЦИФРЫ
В
основной статье мы обозначили некие
условные параметры издания, которое
нам необходимо напечатать. Это 128
полос книги форматом 60х84/16, печать
1+1, тираж 5 тыс. экз. Для простоты
примем, что скрепление блока будет
бесшвейным. Для книг в твердом переплете
доля переплетных работ в стоимости
очень высока, а нам для демонстрации
расчетов эта часть сейчас не очень
интересна. Мы оцениваем порядки
затрат, а не точные цифры.
К сожалению, в нашей стране не
так много листовых печатных машин,
предназначенных для печати книг.
Поэтому книги по большей части печатают
на газетных машинах, оснащенных
дополнительным фальцем. Попробуем
просчитать такой вариант и для нашего
случая. Печатать будем на двухсекционной
рулонной печатной машине с шириной
рулона 68 см и длиной рубки 46 см.
Сразу видно, что получить требуемый
нам лист бумаги не получается, поскольку
максимальный его размер 68х46 см,
а нам нужен 60х84 см. Придется печатать
половинными тетрадями (16-страничными)
и вместо четырех тетрадей - печатать
восемь. Размер половинного листа
- 60х42 см - заметно меньше полного
формата печатной машины. Можно,
конечно, поставить рулон шириной
60 см, но длину рубки не изменишь.
Так что придется печатать листами
60х46 см.
Попробуем подстроиться под формат
печатной машины и несколько изменим
формат издания. Не будем подробно
описывать, как это происходит, заметим
только, что из-за некоторого измерения
формата издания 68х92/16 число полос
в нем сократилось, и теперь вместо
восьми тетрадей нужно печатать семь.
Заметьте, что хотя получилось дробное
число листов (3,5) в нашем случае
это пошло во благо, поскольку печатать
мы будем половинным форматом, получая
целое число половинных тетрадей.
Более того, увеличение формата позволило
несколько увеличить поля в издании,
улучшив, таким образом, удобочитаемость.
Ну а теперь собственно расчеты.
Примем, что полная приладка на рулонной
двухкрасочной машине будет стоить
150 долл., «листопрогон» - 0,01
долл., отходы бумаги составят 25%
(у рулонных машин он больше чем
у листовых, да еще и тираж такой
маленький). Для печати будем использовать
офсетную бумагу №1 массой 80 г/м2
по цене 0,8 долл/кг. Мы не рассматриваем
стоимость печати обложки и собственно
процесс брошюровки, условно примем
их равными и считать не будем. Хотя,
конечно, для получения всей информации
о заказе придется сделать и это.
Но с листовой многокрасочной продукцией
(а обложка, скорее всего, будет
делаться именно так) мы уже разбирались
ранее.
Тогда получается, что производство
книги форматом 60х84/16 составит
1600 долл. (8х150+8х х5000х0,01),
а книги форматом 68х92/16 - 1400
долл. Затраты на бумагу составят
в первом случае 883 долл., во втором
- 875 долл. В первом случае нам
пришлось печатать не только больше
тетрадей, но еще и тратить бумагу
впустую (полосу 60х4 см на каждом
оттиске, что, кстати, составляет
примерно 75 долл.)
Итог такой: книга в лучшем исполнении
с точки зрения удобочитаемости оказалась
даже несколько дешевле в производстве.
А это еще раз доказывает, что для
получения оптимального результата
необходимо все заранее просчитывать.
|
|
|
Стиль оформления
«техническая документация», при
этом выполненный по зарубежным стандартам.
Поля большие, шрифт хороший, но
ориентация полей очень непривычная. |
Классический
варинат професионально сделанного
словаря или энциклопедии. Большой
форма, «плотный» набор, три колонки
текста, плюс справочная информация
в углу полосы. |
Длина строки
Просим
обратить внимание, что формат набора и
длина строки не всегда одно и то же. В
частном случае они могут совпадать. Именно
так есть в большинстве литературы, которая
сейчас продается. Однако бывают исключения.
Проводимые исследования говорили о том,
что для удобства чтения ширина строки
текста должна быть не менее 4,5 и не более
7 квадратов. Читать более длинные строки
утомительно, а меньшего размера неудобно.
И в том, и в другом случае увеличивается
доля бесполезного движения глаз, от чего
утомление наступает быстрее. Более короткие
строки вполне допустимы в газетах и журналах,
поскольку там тексты, как правило, намного
короче, чем в книгах, и читатель не успевает
устать. Более длинные строки, конечно,
также можно использовать, но следует четко
понимать, зачем и в каких случаях. Любопытно,
что ранее использование более длинных
строк ограничивалось технически. В частности,
на линотипе нельзя было отлить строку,
длина которой была бы больше 12 квадратов,
да и та использовалась только для текста
кеглем 12 пунктов.
Что делать, если формат полосы получился
один, а даже максимально допустимая длина
строки его не заполняет? Можно либо в
небольших пределах увеличить поля, либо
перейти на двухколонный набор. В ряде
случаев это позволяет существенно облегчить
чтение издания. Именно так и поступают
в некоторых литературных журналах, у которых
довольно большой формат полосы. В больших
книгах (например, энциклопедиях или словарях)
встречается и трехколонный набор, но для
художественной литературы его использовать
нежелательно.
Размер и начертание
шрифта
Эти
параметры также необходимо определить
заранее, поскольку от них существенно
зависит, сколько места в издании займет
текст. Что касается размеров шрифта, то
тут опять же надо придерживаться установленных
требований к размеру шрифта, используемого
при печати книг. Он должен находиться
в пределах 8-10 пт. Впрочем, это требование
было верно раньше, когда шрифты были «металлическим».
При широком распространении шрифтов компьютерных
эти цифры становятся условными. У разных
компьютерных гарнитур размер прописного
знака при кегле 8 пт может быть крупнее,
чем у другой гарнитуры при кегле 10 пт.
Причин тому много: здесь и дизайнерские
замыслы, и «ошибки программирования»,
то есть дефекты компьютерного исполнения.
Что касается начертания, то тут ситуация
еще более запутанная. Шрифтов стало много,
а каждый год появляются новые. Давать
рекомендации, какие шрифты использовать
в тех или иных случаях, дело неразумное.
Раньше все это определялось на уровне
отраслевых стандартов. Даже гарнитуры
назывались в соответствии с областью применения:
Литературная - для художественной литературы,
Энциклопедическая - для энциклопедий,
Журнальная, Журнальная рубленная - для
журналов, Школьная - для учебников и т.
д. Конечно, можно пользоваться этими шрифтами
и сейчас, но, наверное, это не совсем
удобно, учитывая большое разнообразие
шрифтов.
Впрочем, корректно разобраться в этом
вопросе довольно сложно и под силу только
специалистам. В последнее время приходится
встречать множество книг, выполненных
шрифтом Times. Дело в том, что он встроен
в операционную систему современных компьютеров,
а при изготовлении книг выбирают первый
попавшийся. Он и попадается, поскольку
другие шрифты в компьютер еще нужно ставить,
а этот (и еще Arial) в русском исполнении
там уже есть, его и используют (Arial
чаще, почему-то используют в качестве
заголовочного). Это не так уж и страшно,
можно делать книги и этим шрифтом, однако
следует иметь в виду, что шрифт этот газетный
(разработан был для газеты Times), и для
длительного чтения не очень подходит (слишком
большая разница между толстыми и тонкими
шрифтами). Впрочем, все это нюансы, и
большинство читателей этого не заметят.
Разговор о шрифтах в этой статье поднят
только с одной целью: емкость полосы набора
напрямую зависит от шрифта. Для того чтобы
просчитать книгу заранее, необходимо понимать,
сколько полос какого формата в этой книге
будет. И если формат мы выбираем сами,
то сколько получится полос зависит от
шрифта. Поэтому сначала нужно просчитать
емкость строки набора.
Интерлиньяж и
число строк в полосе
Еще
один параметр, который необходимо знать
для того, чтобы иметь возможность расчета
издания, - это число строк на полосе.
Его можно очень просто смоделировать.
Важно только понимать, что этот параметр
зависит от другого - интерлиньяжа. Каким
его устанавливать, в принципе личное дело
каждого. Он может быть равен кеглю, быть
больше его, а с распространением компьютерного
набора может быть даже меньше. Если же
подходить к этому с позиций удобочитаемости,
то здесь есть определенные требования.
В частности, рекомендуется устанавливать
интерлиньяж примерно на 20% больше кегля.
Делать интерлиньяж равным кеглю или меньше
не рекомендуется, это ухудшает удобство
чтения. Впрочем, изменяя интерлиньяж в
небольших пределах, можно регулировать
объем издания, причем довольно существенно.
Что касается данных для расчета, то их
легко получить, посчитав, сколько строк
текста укладывается в полосе планируемого
издания. Делать это можно одновременно
с расчетом емкости строки.
Собственно расчеты
Тут
все довольно просто. Перво-наперво определите,
сколько страниц будет в планируемой книге.
Для этого нужно число знаков в рукописи
разделить на число знаков в выбранной
строке набора и на число строк в полосе
издания. Если выбран макет с несколькими
колонками, то еще разделить на число колонок.
Обязательно надо придется добавить еще
как минимум две–три полосы: титульную,
полосу выходных сведений, и полосу с информацией
о книге (две последние иногда объединяют
в одну).
Представим, что в рукописи 325 тыс. знаков.
В выбранной нами условной строке оказалось
78,3 символа. И в выбранной нами полосе
издания - 35 строк. На полосе одна колонка
текста. Тогда получается, что в нашем
издании должно быть 118,6 страницы. Добавив
три стандартные и округлив, мы получим
122 страницы. Если принять во внимание,
что выбранный нами формат представляет
собой 16-ю долю (32 полосы), то желательно
довести объем издания до четырех полных
тетрадей, что составляет 128 полос. В
нашем случае небольшое увеличение объема
мало скажется на его стоимости, поскольку,
по цене почти нет разницы: что печатать
четыре полных тетради, что три полных
и одну дробную (можно было напечатать
112 полос, если одну тетрадь сделать со
своим оборотом из 16 полос). В нашем случае
«разгонять» пришлось на шесть полос, а
вгонять нужно было бы 10. В книгах всегда
разгон несколько предпочтительнее вгонки,
так как «сжатые» строки и полосы сложнее
читаются.
Вгонку и выгонку можно осущестлять самыми
разными методами:
- выбрать шрифт с большей или меньшей
«емкостью». Важно только сделать это
во всем издании одинаково, а не только
в одной главе. Разные шрифты в одной
книге выглядят небрежно. В последнее
время такие издания не встречаются,
а во времена начала компьютерной верстки
были сплошь да рядом;
- изменить длину строки и высоту текстового
поля. Делать это можно только в допустимых
пределах, таким образом, чтобы все необходимые
отступы не выходили за пределы допуска;
- изменить размер шрифта и интерлиньяж.
Компьютерные системы позволяют варьировать
эти показатели в очень широких пределах
и с высокой точностью, до десятых долей
пункта. Порой достаточно увеличить размер
шрифта на 0,2 пункта, и все «вгонится».
Делать это желательно на всем тексте
сразу (или хотя бы в пределах глав),
поскольку даже незначительные вариации
этих параметров могут быть очень заметны;
- изменить межбуквенные пробелы. Это
самый деликатный способ вгонки и выгонки.
Изменение межбуквенных пробелов на ±2
единицы остается практически незаметным.
Правда, значимых результатов это не
даст (во всяком случае так, чтобы это
не сильно бросалось в глаза), но изменить
объем издания на несколько полос вполне
реально. Причем это можно делать и на
всем издании сразу, и на любой из его
частей. Часто таким способом пользуются,
чтобы решить проблему висячих и концевых
строк.
Вот собственно и все расчеты. О том,
как превратить их в денежные величины,
мы уже рассказывали. Пример - в справке.
|
|
Пример
книни в «журнальном» оформлении.
Множество шрифтов, сложная верстка,
двухколонный набор со вставками.
С точки зрения удобочитаемости выполнено
неудачно, заголовочные шрифты в
основном наборе в выделительном
начертании, цветной текст, неопределенная
ширина колонки. Скорее всего книга
для сквозного чтения не предназначена.
|
Заключение
Статью
мы начали с разговора о двух методах расчета
стоимости выпуска книги. С первым все
довольно понятно. Второй метод - на основе
бюджета - итерационный, то есть, разработав
один из вариантов издания и просчитав
его, с помощью такого расчета можно понять,
вписывается он в планируемый бюджет или
нет, и если нет, то немного изменить издание
с целью снижения стоимости его производства.
Критерии мы уже описывали: чем больше
площади печатной машины занято, чем больший
формат листа занят, чем больше по объему
тетрадь, тем лучше. За несколько простых
итераций можно получить приемлемый результат.
Если, конечно, запланированный бюджет
разумный: все-таки сделать книгу за 100
долл., даже в одном экземпляре, вряд ли
получится, разве что воспользоваться технологией
Book-On-Demand.
|