Новый
год - время дарить подарки. И если говорить
о подарках корпоративных, по-прежнему самыми
популярными остаются календари. Практически
в каждом офисе к началу года скапливается
большое количество экземпляров этой практически
необходимой вещи. Так было и в редакции
в этом году. И нам стало интересно проследить
последние «календарные» тенденции: посмотреть,
что изменилось за год в их конструкции,
технологии производства, оформлении и т.д.
В этом номере в основном речь пойдет о настенных
календарях, хотя и другие типы календарей
будут иногда упоминаться. По сравнению
с прошедшим годом, в «календарной отрасли»
изменений много. И на это есть свои причины:
- календарь по-прежнему является новогодним
подарком номер один в корпоративном
секторе, и потому практически все компании
так или иначе интересуются этим видом
продукции. Каждый стремится, чтобы его
календарь был хотя бы не хуже других.
Естественно, от типографий ждут качественной
работы;
- календарь - продукция недешевая,
и за свои деньги заказчик вправе требовать
чего-то особенного;
- как правило, сотруднику дарят на
Новый год несколько (иногда даже десятки)
календарей. Как сделать, чтобы он выбрал
именно твой, и его повесил у себя в
кабинете? Тут нужна оригинальность.
Таким образом, календарь можно считать
одним из важных видов полиграфической
продукций, над которой трудятся и дизайнеры
фирм, и рекламные агентства, и типографии,
а зачастую все вместе.
|
|
Типовые
календари в этом сезоне встречались
довольно редко. Они, конечно, попадались,
но, что интересно, в основном были
изготовлены за рубежом для иностранных
компаний. Видимо, там мода на них
все еще осталась. А может, сказывается
сложная экономическая ситуация,
вынуждающая все компании заниматься
экономией. Такой вот календарь типа
«Времена года», скорее всего, делается
большим тиражом, а потом на него
наносится логотипы конкретных компаний. |
Шаблоны
В
прошлые годы календарей-шаблонов была
масса. Под шаблоном мы понимаем вид серийной
продукции, разработанной какой-либо типографией,
например, двенадцать листов с пейзажами
и календарной сеткой. Такой безличный
календарь печатается большим тиражом,
а затем в него впечатывают персональные
данные заказчика. Остатки скрепляют и
отправляют в розничную продажу. В любом
книжном или магазине канцтоваров можно
найти множество таких образцов.
|
|
В
последнее время для «квартальников»
стали изготавливать объемные «шапки».
Такой календарь больше обращает
на себя внимание и его скорее всего
оставят на стене, особенно если
он несет дополнительную функциональную
нагрузку (например, часы). |
В этом году шаблонов было мало. Видимо,
стало понятно, что на такой подарок обратят
внимание в последнюю очередь.
Размеры
В
последнее время стало меньше календарей
типовых размеров. Похоже, на календарях
стали меньше экономить. Заказчик позволяет
себе немного переплатить, чтобы получилось
что-то оригинальное. Например, появились
календари квадратные, в виде вытянутого
прямоугольника и т.д. Чем они необычнее
по форме, тем примечательнее - что очень
важно для первого впечатления. Появились
даже миниатюрные настенные календари,
в то время как раньше старались делать
их максимально большого размера. Видимо,
расчет идет на то, что такой календарь
должен висеть совсем близко на стене и
на уровне глаз.
Виды отделки
Оформление
стало более сдержанным и продуманным.
Так раньше популярным сплошному лакированию
и тиснению золотом на смену пришли красивое
выборочное лакирование, лакирование разными
лаками: матовыми, рельефными, пигментными,
глиттерными и т. д. Многие календари выполнены
не броско, со вкусом. Большинство изготовлены
с применением двух технологий: офсетной
печати и трафаретного декорирования.
Сюжеты
Про
календарные сюжеты можно написать отдельный
материал. Часто работа дизайнера оказывается
дороже производства самого календаря.
Но на этом сейчас стараются не экономить.
Во всяком случае, банальные собачки-кошечки-цветочки-пейзажи
практически не встречаются (хотя и наступил
год Собаки). Сюжеты теперь подбираются
с некой идеей, зачастую они должны ассоциироваться
с компанией-дарителем. Иногда даже делается
прямой акцент на специализации фирмы,
например, на выпускаемой ею продукции.
Стали модными черно-белые сюжеты. Это
еще раз говорит о сдержанности в дизайне,
характерной для этого сезона. От яркого
и блестящего все явно устали.
Объемные конструкции
Еще
одной любопытной тенденцией можно назвать
появление листовых календарей объемных
конструкций. Хотя это более характерно
для «квартальников» - календарей с постоянной
частью, которая и бывает объемной. Она
несет на себе какую-то функциональную
нагрузку, например, в нее встраивается
часовой механизм. Сама идея не новая,
такое было и раньше, но в этом году таких
конструкций заметно больше. Делается она
из картона (сборная конструкция, по сути
коробка сложной формы), либо из пластика
(метод объемного формования).
Материалы
Интересное
наблюдение: несмотря на большую активность
бумажных компаний в продвижении дизайнерских
бумаг, использовали их в изготовлении
календарей в этом году незначительно.
Даже сами бумажники выбирали для своей
продукции бумаги попроще, без ярко выраженных
оттенков, структур, вкраплений и других
особенностей, характерных для этого вида
бумаги. Что это - экономия? Вряд ли. Стоимость
сюжетов многих календарей многократно
превышает затраты на дизайнерскую бумагу.
Просто в этом году «дизайнерка» в производстве
календарей была не популярна. Зато встречались
календари, сделанные с использованием
металлизированных бумаг, запечатанные
либо трафаретом, либо кроющими белилами
(УФ-отверждения), а затем офсетом. Кстати,
появились экземпляры, сделанные и не полиграфическими
способами. Нам, например, подарили вышитый
календарь. Но это, скорее, исключение,
чем правило.
|
|
Хотя
это и настольный календарь, но это
наглядный пример модной в этом сезоне
персонализации. Персональное обращение
и оригинальные рисунки-шаржи - все
это привлечет к себе внимание адресата. |
Серебро - хит сезона
В
этом году серебро явно в моде: металлизированная
бумага - серебряная, трафаретные краски
для печати и отделки - серебряные, имитация
металла на простой бумаге - специальные
серебряные краски MetalFX и т. д. Ни золота,
ни цветных «металликов» почему-то не встречалось.
Наступивший год у всех дизайнеров почему-то
ассоциируется с этим цветом. Что странно
- год-то Огненной Собаки.
[ Упаковска календаря ]
Поскольку
календарь - подарок, важно не только
его изготовить, нужна еще и красивая
упаковка. К ее разработке тоже надо
подходить творчески. Обычный полиэтиленовый
пакет - не решение задачи. В последнее
время разрабатывают специальные
сумки-коробки, в которых календари
легко переносить, не опасаясь их
повредить. Да и выглядят они презентабельно.
|
Сухой остаток
Таковы
последние тенденции. Главное - в фаворе
сдержанность и вкус. Видно, что к этой
продукции начинают относиться всерьез.
Календари стали продуманнее по сюжету,
дизайну, исполнению. Так держать!
И напоследок еще одно наблюдение. Если
раньше «хорошие» календари печатали либо
за границей, либо в ведущих типографиях
(которых единицы), то сейчас их делают
очень многие, что отрадно.
Напомним, что все вышеперечисленное -
личные наблюдения пользователя, рассматривающего
подаренные календари. В конце концов у
нас выборка не очень велика, да и взгляд
субъективный, да еще и «специфический».
Поэтому мы решили дать слово представителям
типографий, которые печатают в том числе
и календари.
|