Теория
Кто на свете всех чернее?

Продолжаем разговор о черно-белых изображениях. Предположим, цифровая фотография уже «обесцвечена» и подготовлена к печати. Теперь необходимо качественно передать глубину черного цвета на оттиске - это не так просто, как может показаться.

В «Формате» №2–2007 мы говорили о том, как перевести цветное изображение в черно-белое и, в частности, приводили примеры, из которых стало ясно: от способа перевода зависит итоговый результат. Там же мы говорили и об ограничениях, которые возникают при печати подобных изображений. Главное из них - недостаточная для получения глубоких черных тонов оптическая плотность черной краски.

С другой стороны, как мы уже отмечали, черно-белые фотографии в последнее время очень популярны, и работать над ними приходится все чаще. Изучая календари, присланные на конкурс компании HGS, мы еще раз в этом убедились. Поэтому имеет смысл продолжить разговор о том, как получить качественное черно-белое изображение. Возвращаясь к проблеме передачи насыщенного черного на оттиске, подумаем: а какие существуют способы ее решения? Их не так много.

А Б
А Б
Рис. 1. Пример работы с дуотонами: а) ахроматический дуотон, не содержащий
цветной составляющей; б) добавлена цветная краска, дающая эффект старой фотографии

Печать с повышенными плотностями

Рис. 2. Окно работы с дуотоном (вызывается из главного меню Photoshop, пункт Image/Mode). Можно «окрасить» изображение или оставить его черно-белым
Проще всего получить качественное, насыщенное черно-белое изображение, печатая его с увеличенной плотностью черной краски. В настоящее время на рынке существует немало специальных высокопигментированных красок, которые позволяют достигать более высоких оптических плотностей красок при той же (или чуть большей) физической толщине красочного слоя. Изображение получается высококонтрастным, насыщенным, без малейших цветовых сдвигов. Этот способ хорош, но, к сожалению, область его применения сильно ограничена. Его можно использовать в том случае, когда печатается только один черно-белый сюжет - такая ситуация встречается не так часто. Можно, конечно, использовать специальные высоконасыщенные триадные краски и специальные цветовые системы (например, Novaspace или Aniva), но это уже совсем другая технология.

Дуотоны

Мы уже писали о возможностях двуцветной печати и о так называемых дуотонах. Дуотоны - очень эффектный способ существенно улучшить качество воспроизведения черно-белых (или близких к ним) изображений. В действительности они далеко не всегда являются черно-белыми. Как правило, этот способ используется для «подкрашивания» черно-белых изображений и добавления различных эффектов (например, эффекта старой фотографии). Любопытно, что печатать дуотоны можно как двумя базовыми красками, так и традиционным CMYK. Для этого достаточно после изготовления дуотона перевести изображение в привычную цветовую модель CMYK. Это позволяет совмещать в одном издании и традиционные черно-белые, и цветные изображения, и дуотоны. При желании дуотон можно сделать ахроматическим, то есть не содержащим цветовых составляющих. Он будет выглядеть как черно-белая фотография, но существенно насыщеннее и контрастнее. Изготовить дуотон довольно просто, все необходимые операции интуитивно понятны. Для получения «черно-белого» дуотона нужно просто дважды выбирать черную краску или использовать черную и серую (рис. 2). Если добавляется краска с цветовым оттенком (не черная или серая, а любая другая), то можно получить всевозможные эффекты черно-белой фотографии. По аналогии с дуотонами существуют и другие «тоны», в частности, «тритоны» и «квадтоны». Они изготавливаются так же, как дуотоны, даже в том же меню Photoshop. Экспериментируя, можно получить очень интересные визуальные эффекты, в том числе и имеющие отношение к черно-белым изображениям.

«Черно-белый» CMYK

Это вершина технологического мастерства. Отпечатать черно-белое изображение, используя все четыре базовые триадные краски, очень непросто. Но именно такой способ и позволяет получить максимально насыщенные, контрастные, эффектные изображения. Правда, их довольно сложно печатать, может возникнуть немало технологических проблем. Как минимум, придется разобраться с понятием «баланс серого», причем и тем, кто работает с файлом изображения, и печатникам. Но факт остается фактом: большинство эффектных решений по «черно-белым» фотографиям получено именно за счет печати полноцветом.

А Б
А Б
Рис. 3. Пример работы с «черно-белым» CMYK: а) изображения были получены путем перевода цветной фотографии в модель Lab, затем был взят яркостной канал; б) изображения были получены путем применения к цветной фотографии команды Desaturate

Можно предложить несколько вариантов работы. Самый простой - сделать черно-белое изображение одним из способов, описанных в прошлой статье (наиболее предпочтительно использовать яркостной канал), после чего перевести изображение в CMYK. Изображение будет выглядеть как черно-белое, но при печати может повести себя непредсказуемо. Дело в том, что для построения таблицы черно-белого CMYK программа использует данные из текущего профиля или текущей таблицы цветоделения. Какие значения там указаны, неизвестно. Очень рекомендуем проверять полученные процентные соотношения и сравнивать их с указанными в справке. При наличии серьезных отклонений следует выполнить коррекцию с использованием градационных кривых или выбрать другой профиль.

Описанный способ позволяет заметно улучшить черно-белые изображения, но его, как правило, целесообразно применять в том случае, когда черно-белое изображение уже есть в наличии. Если же изображение цветное, то лучше пойти по другому пути, который обеспечит еще лучший результат. Для этого следует воспользоваться командой Desaturate. Она сделает из любого цветного изображения визуально черно-белое. Причем, если изображение изначально было в CMYK, то оно останется в этой цветовой модели, и при этом баланс серого сохранится. Впрочем, даже после такой операции не лишним будет проверить его и при необходимости откорректировать.

Полученное в CMYK тем или иным способом черно-белое изображение передается в программу верстки и в дальнейшем обрабатывается как цветное (для его печати делаются четыре цветоделенных пленки или формы, и печатается оно в четыре краски).

Некоторые хитрости

Работа с «черно-белым» цветным изображением дает дизайнерам возможность добиваться различных визуальных эффектов. Поскольку команду Desaturate можно применять не только ко всему изображению, но и к любой его части, то появляется возможность вставлять в черно-белое изображение отдельные цветные фрагменты, например, как показано на рис. 4. Можно получить очень интересные результаты. В последнее время такой прием очень популярен у дизайнеров. Он действительно эффектен, но создает огромные трудности типографии...

Рис. 4. Визуальные эффекты, полученные при работе над изображением с использованием команды Desaturate. Команда была применена к изображению за исключением отдельных областей. На рисунках хорошо видно, что некоторые участки сохранили цвет - они привлекают внимание зрителя. Таким образом можно выделить определенные фрагменты фотографии, сделав на них акцент.

Технологические проблемы

Печатать такие сюжеты будет еще сложнее, чем черно-белый CMYK, поскольку «цветокоррекция на печатной машине» уже будет практически невозможна. Печатать черно-белый CMYK и так очень непросто, а если появится цветная составляющая, то задача еще больше усложнится. Малейшее изменение подачи краски (как общее, так и зональное) для «улучшения» цветопередачи цветной части может нарушить баланс серого черно-белой части изображения, причем как в целом, так и, что еще хуже, на отдельных его участках задуманного эффекта получится брак. Причем в этом случае вина, скорее всего, ляжет на тех, кто готовил файл к печати. А это значит, что надо проявлять особую внимательность и аккуратность.

Это, конечно, далеко не все, что можно было бы рассказать о черно-белых изображениях и особенностях работы с ними. Полноценная цветная печать появилась всего лишь 50 лет назад, а в нашей стране и того позже - до этого полиграфия была черно-белой. Сейчас цвет начинает немного надоедать, и дизайнеры возвращаются к черно-белой гамме. А вот для печати используются самые современные цветные печатные технологии. Вот такие парадоксы…

[ СПравка ]

Баланс по серому

Говоря о печати черно-белых изображений триадным синтезом (а именно так их удастся воспроизвести с высоким качеством), необходимо вспомнить о таком полиграфическом понятии как «баланс серого» (иногда его еще называют «баланс по серому»). Этот параметр печати хорошо известен опытным полиграфистам с большим стажем работы. Развитие компьютерных технологий привело к тому, что сейчас многие незнакомы с этим термином. А ведь баланс серого крайне важен как для обеспечения качественной печати, так и при подготовке файлов к полиграфическому воспроизведению. Более того, ряд авторитетных мировых институтов считает баланс серого самым важным параметром печати. В некоторых системах контроля качества печатного процесса и управления им баланс серого является единственным контролируемым параметром. В частности, так работает одна из самых авторитетных систем контроля печатного процесса - система Brunner.

Упоминание здесь этого параметра необходимо для понимания следующего: готовя файл черно-белого изображения к печати, крайне важно удерживать баланс серого на всем диапазоне яркостей черно-белого изображения. В противном случае при печати изображение «окрасится» в самые разные цветовые оттенки, причем как равномерно (все изображение получит синий, желтоватый или любой другой оттенок), так и неравномерно, когда в светах оно будет какого-то одного оттенка, в тенях - другого, а в полутонах - третьего.

Чтобы внести полную ясность, дадим определение: баланс серого - это такое сочетание базовых полиграфических триадных цветов, которое дает визуальное ощущение нейтрального серого цвета. Добиться баланса по серому - крайне сложная задача. Он зависит от используемых красок, состояния печатной машины, баланса «краска-вода» и от множества других факторов. Удержать на должном уровне этот баланс - почти искусство. Но в данном случае нам важно другое: чтобы типография могла справиться с этим, баланс по серому должен быть, в первую очередь, достигнут в файле, готовящемся к печати. Подробности - в основной статье.

В приложенной таблице приведены процентные соотношения основных цветов, обеспечивающих передачу нейтрально серых тонов на всем тоновом диапазоне согласно стандарту ISO-12647. Обратите внимание, что для получения нейтрального серого цвета необходимо смешать разное (!) количество базовых цветов, вопреки распространенному заблуждению, что смешение базовых цветов дает серый в том случае, если их количество одинаково.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»