на главную
о журнале
содержание
архив номеров
подписка
распространение
поиск по сайту
наш адрес

Формат №6
август, 2008

Статьи из журнала Формат №6-2008

СЕЗОН ОРИГИНАЛЬНОСТИ:
ЧЕМ БЛИЖЕ КОНЕЦ ГОДА, ТЕМ СТАНДАРТНЕЕ ПРОДУКЦИЯ

«МЫ УВЕРЕНЫ:
ЗАПОМИНАЕТСЯ ТОТ ПОДАРОК, КОТОРЫЙ СОЗДАЕТ НАСТРОЕНИЕ»

«КАЛЕНДАРИ — НАША ПРОФИЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ»

«КАЖДЫЙ ГОД СТАРАЕМСЯ УДИВИТЬ СВОИХ КЛИЕНТОВ»

«НАПОМИНАЙТЕ О СЕБЕ 365 ДНЕЙ В ГОДУ»

авторам реклама перепечатка english version
ТЕОРИЯ
СЕЗОН ОРИГИНАЛЬНОСТИ:
ЧЕМ БЛИЖЕ КОНЕЦ ГОДА, ТЕМ СТАНДАРТНЕЕ ПРОДУКЦИЯ

Новый сувенирный сезон открыт. Типографии успели подготовиться и предлагают своим клиентам широкие возможности. Однако не все ими воспользуются. Кто-то по причине ограниченного бюджета, а кто-то просто из-за нехватки времени на воплощение идеи. Когда стоит озаботиться подарками к Новому году, чтобы не пропустить праздник?

Заканчивается пора отпусков, дело близится к осени, а типографии начинают подготовку к «горячему» сезону. Впереди новогодние праздники, и, соответственно, время подумать о подарках. Сегодня каждая уважающая себя компания считает своим долгом преподнести сувенир своим деловым партнерам, клиентам и сотрудникам, оказав тем самым знак внимания и благодарности за работу в завершающемся году. Эта западная традиция в нашей стране довольно быстро прижилась. Если лет 15 назад получить в подарок на Новый год, например, ежедневник или календарь было редкостью (в то время лишь зарубежные компании и некоторые «продвинутые» совместные предприятия имели такую продукцию), то сейчас подавляющее большинство компаний готовит новогодние сувениры.

Классические бизнес-сувениры — это, по сути, подарки на память, которые содержат информацию о компании-дарителе: ее логотип, адрес, телефоны, сайт в Интернете. Они являются одним из эффективных средств рекламы, которая в скрытой форме работает на компанию каждый раз, когда подарком пользуются или просто на него упадет глаз. И здесь возникает основная проблема.

Ежедневники и другие изделия для записи по прежнему являются одними из самых популярных бизнес-сувениров

Руководитель даже небольшой фирмы получает на Новый год несколько календарей, ежедневников, да и немало другой сувенирной продукции. Главная задача дарящего — сделать так, чтобы из всего этого многообразия был выбран именно его подарок, который останется на видном месте и будет выполнять свою функцию в течение года или же больше. А если его передарят или уберут в «долгий ящик», то эффект от такого подарка окажется минимальным. Конечно, в каталогах бизнес-сувениров ведущих компаний всегда можно найти дорогие и престижные подарки, с которыми наверняка не расстанутся. Однако не всегда выбор сувенира по этому принципу оптимален, хотя бы в силу немалых финансовых затрат. Поэтому главными критериями при определении с бизнес-подарком становятся оригинальность, новизна, интересное дизайнерское решение, нетрадиционность, удобство пользования и т. д.

Поскольку тематика журнала «Формат» — полиграфическая продукция, мы оставим в стороне большой ассортимент подарков и поговорим в основном о ней.

Прежде всего речь идет о календарях. Они бывают самые разные — от карманных до огромных многолистных (доводилось даже встречать 365-страничный календарь формата более чем А2 в твердом переплете). Специфика календарной продукции в том, что ее неизбежно нужно заказывать к Новому году заново. Для художественного оформления корпоративного календаря важен не просто привлекательный иллюстративный ряд. Календарь должен быть если не произведением искусства (полиграфического), то по крайней мере стать отражением фирменного стиля компании, да еще и интересно исполненным.

Из года в год самыми популярными деловыми сувенирами остаются ежедневники. Несмотря на то, что в жизнь делового человека прочно вошли электронные устройства для записи: записные книжки, карманные персональные компьютеры, ноутбуки, — полный отказ от бумажных носителей — перспектива весьма отдаленного будущего. Ежедневники с логотипом компании, несомненно, играют на ее имидж — для клиентов и партнеров это будет свидетельствовать о стабильности и солидности фирмы, а для сотрудников — вселять гордость за компанию, в которой они работают. Полезно на всякий случай иметь в офисе некоторое количество недатированных ежедневников — они не привязаны к конкретному году, и их можно дарить в любое время, в отличие от датированных, которые заказывают исключительно на новогодние праздники. Хотя мы употребляем слово «ежедневник», на самом деле в эту категорию попадает большой диапазон различных изделий — от планингов до записных книжек. Корректнее все же их именовать «изделиями для записи».

Авторская разработка сувенирного календаря «Шахматы» компании LiniaGrafic! Шахматные фигуры отпечатаны на бумаге, наклеенной на картон, в который вставлены элементы из магнитного материала. Шапка календаря (она же шахматная доска) выполнена из магнитной бумаги

Пожалуй, именно этот набор полиграфической продукции и создает типографиям основной объем сезонной работы. Конечно, дело не ограничивается только календарями и изделиями для записи. Существуют еще открытки, специальная праздничная упаковка (от простых рекламных пакетов до уникальных картонных коробочек) и даже специальная корпоративная периодика (ее также часто пытаются выпустить к Новому году). Но в данном номере мы поговорим даже не столько о самих бизнес-сувенирах, сколько о принципах работы с ними.

Честно сказать, немного найдется компаний, которые в разгар лета станут составлять список подарков на Новый год. Тем не менее задуматься об этом следует заранее. Зима у нас наступает, как всегда, неожиданно, а готовить сани летом не получается. Как мы уже упоминали, чтобы подарок не затерялся среди множества однотипных сувениров, следует немного приложить фантазию, и сделать его если не полностью оригинальным, то по крайней мере отличным от обычно заказываемой стандартной продукции. Типографии обладают практически безграничными возможностями, чтобы эту оригинальность обеспечить: можно выбрать самые разные материалы (бумагу, кальку, пластик, фольгу, стекло, кожу и даже дерево), выполнить различные виды отделки (лакирование, тиснение, конгрев, вырубку и т. д.) в самых разнообразных сочетаниях или сконструировать индивидуальную упаковку, футляры для подарков или тех же календарей. Однако зачастую продукция получается все равно типовой, даже если бюджет позволяет использовать весь потенциал полиграфической компании. Причина проста — нет времени на изыски.

Новое увлечение последнего времени: индивидуальные календари

Как уверяют в большинстве типографий, клиенты, которые размещают заказ в ноябре–декабре, рискуют оказаться в таком положении, когда, кроме имеющейся в наличии стандартной коллекции, предложить больше нечего. Это еще раз говорит о том, что на воплощение любой идеи требуется время. Для типографии, разумеется, выгоднее сдать заказчику уже готовые стандартные изделия, поскольку печатаются они, как правило, большим тиражом, и себестоимость у них заметно ниже, чем у продукции, отпечатанной для конкретного заказчика. Однако дело не только в выгоде. Причина в том, что число заказов в пик сезона существенно возрастает (в три–пять раз) и типографии просто не в состоянии так сильно увеличить собственную производительность труда. Поэтому вместо сложных заказов стремятся выполнить простые, вместо уникальной продукции — предложить стандартную. Есть, конечно, типографии, которые специализируются на изготовлении уникальной продукции, но и у них бывают пиковые нагрузки. Самое главное, что такие типографии берут с клиентов дополнительные и немалые средства «за эксклюзив». И это абсолютно оправдано.

[ ОТКУДА ПОЯВИЛСЯ БИЗНЕС?СУВЕНИР? ]

На интернет-сайтах можно найти множество информации о так называемом первом бизнес-сувенире — календаре, который в 1845 г. преподнес своему клиенту предприимчивый американский коммивояжер. С тех пор якобы все и повелось. Если разобраться, то это не совсем так.

Тот легендарный американец (к сожалению, имя его уже никто не помнит) был страховым агентом. А календарь для страхового агента — главный инструмент (страховка обычно продается на определенное время). Пожалуй, главной заслугой этого безымянного господина было то, что он первым догадался совместить визитную карточку с маленьким календарем. Возить с собой и то, и другое показалось не очень удобным, да и не нужен в дороге большой календарь.

Отдавая клиенту визитку вместе с календарем, он рассчитывал, что визитку сохранят (точнее сохранят календарь, а визитка прилагалась). И как следствие, об этом страховом агенте вспоминали чаще, чем о его конкурентах. На этом и получался бизнес. Впрочем, идею быстро подхватили.

Судя по всему, вряд ли возможно считать тот год датой рождения бизнес-сувенира. Впрочем, на большинстве современных атрибутах, которые дарят партнерам и клиентам, и сейчас помещается контактная информация о фирме, и с этой точки зрения тот календарик был деловым сувениром.

Сувениры же как таковые начали в массовом порядке дарить клиентам несколько позднее — в 1870-х гг. К этому времени уже сложился рынок сувениров, пожалуй, за одним исключением: их не производили специально, как сейчас. В качестве подарков использовались самые различные товары, в первую очередь письменные принадлежности, впрочем, и не только. Показанный на фото набор дарила своим уважаемым клиентам одна известная английская топливная фирма в начале XX в.

Чтобы несколько разгрузить себя в период печатного бума, типографии начинают готовиться к нему заблаговременно — печатать стандартные блоки для календарей, ежедневников и других изделий для записи, нарезать пружину для навивки необходимой ширины, закупать фурнитуру, разрабатывать дизайны календарных шапок для стандартного предложения и т. д. Тем не менее в пик сезона их буквально лихорадит от количества заказов.


Оригинальное решение: каталог модной одежды совмещен с блокнотом для записи. Формат позволяет носить его в кармане или дамской сумочке

Все сводится к тому, что если есть желание получить оригинальную представительскую продукцию, и при этом за нее не хочется существенно переплачивать, то выход один: потратить время. За новогодними сувенирами в типографию целесообразно отправляться летом. Вне сезона на печать могут оказаться более выгодные цены и больше возможности получить скидку. Кроме того, действуя в спокойном ритме, вероятность срывов в процессе производства мала. А даже если они и случаются, то всегда есть время все переделать в лучшем виде.

Тем не менее существует немало компаний, которые готовы платить за срочность изготовления даже в дни пиковой нагрузки. Но это скорее исключение из правил. Важно то, что в межсезонье у типографий больше времени на эксперименты и пробы. Стремясь получить оригинальную продукцию, заказчик может запросить в типографии то, что она либо никогда не выполняла, либо делает лишь в «особых случаях». Любая нестандартная печать, отделка или материал потребуют дополнительного времени на освоение приемов работы. Даже у самой современной типографии попытка выполнить какой-либо уникальный заказ скорее всего вызовет определенные трудности. Именно поэтому типографии далеко не всегда охотно идут на эти эксперименты, в конце концов их задача — зарабатывать деньги. Быстро пропустив несколько простых типовых заказов, они заработают больше, чем провозившись с эксклюзивом. Однако все же большинство типографий стремятся осваивать что-то новое и перспективное (в надежде сделать это в будущем своей стандартной работой). А значит, на этом желании всегда можно немного «сыграть». Но в этой игре есть правило: все эксперименты только в межсезонье, а оно в типографиях летом.

Казалось бы, зачем писать об этом в начале осени, когда лето только закончилось. Причина проста — начинается сезон. Те, кто не успел с оригинальными заказами, лучше уже не торопиться, и к следующему сезону подготовиться заблаговременно. Кстати, серьезные календарные проекты могут делаться по 8–10 месяцев, так что можно уже сейчас начинать работать над календарями 2010 г. Ну а если ждать нет никакого желания, то можно обратиться в типографии, специализирующиеся на срочных или эксклюзивных заказах.

При подготовке этого номера мы поговорили с представителями нескольких полиграфических компаний. В чем-то их мнения совпадают, в чем-то отличаются. Но для этого и существует рынок. Каждый выбирает себе партнера по большому количеству формальных и неформальных признаков. Но об этом в другой раз.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»