на главную
о журнале
содержание
архив номеров
подписка
распространение
поиск по сайту
наш адрес

Формат №5
декабрь, 2004

Статьи из журнала Формат №5-2004
От редакции
ЭКСПРЕСС-ФОТОАЛЬБОМ ЗА ТРИ ЧАСА
Оригинальный продукт цифровой полиграфии
ПОГРАНИЧНЫЕ ВОПРОСЫ
Попробуем разобраться, как меняется способ печати с изменением тиража
ПАКЕТЫ ИЗ БУМАГИ И НЕ ТОЛЬКО
Бумажный пакет - это удобная и красивая упаковка,
а также элемент фирменного стиля
ВЫСОКИЙ КЛАСС: ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ ОТЕЛЕЙ
Корпоративная печатная продукция гостиниц и отелей
ВСЕ ПО ПРАВИЛАМ
Подведены итоги конкурса «Мэтр Полиграфии - 2004»
ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ?
Заказчик - рекламное агентство - типография. Попытаемся
разобраться в столь непростых «треугольных» отношениях
авторам реклама перепечатка english version
Практика
ВЫСОКИЙ КЛАСС: ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ ОТЕЛЕЙ

В отличие от многих коммерческих организаций гостиницы и отели активно пользуются корпоративной печатной продукцией, причем ассортимент ее довольно широк.

Издавая четыре профессиональных журнала по полиграфии, мы, редакторы «Формата», постоянно работаем с печатной продукцией. И даже во время отпуска и командировок, она привлекает наше внимание. Эта статья - результат наших наблюдений. Она посвящена печатной продукции, используемой гостиницами и отелями.

Почему были выбраны гостиницы и отели? Потому что именно отели, в особенности принадлежащие к крупным международным сетям (например, Marriott, Sheraton, Crowne Plaza и др.), являют пример наиболее разностороннего и богатого фирменного стиля. Если средняя коммерческая организация ограничивает свой корпоративный стиль визитными карточками, бланками писем, конвертами с логотипом, полиэтиленовыми или бумажными пакетами да еще, может быть, сувенирными ручками или зажигалками, то в набор предметов отеля, как правило, входят не менее полутора десятков разных видов печатной продукции плюс упаковка и этикетки. На самом деле, отели высокого класса включают в понятие фирменного стиля еще и такие изделия, как скатерти и салфетки, полотенца, халаты и тапочки, украшенные фирменным логотипом, но здесь мы не будем их рассматривать, поскольку к полиграфической продукции они не относятся.

Забота и внимание

Конверты, почтовая бумага и брошюры - важная
часть корпоративного имиджа отеля.

Зачем же отели так стремятся разнообразить свой фирменный стиль? Конечно, исключительно ради стремления окружить заботой и вниманием каждого своего клиента. Он должен понимать, что забота эта неслучайна и является важной функцией отеля. Как это донести и ненавязчиво подчеркнуть? Естественно, особым оформлением окружающих постояльца качественных и красивых вещей. Строгий и элегантный логотип украшает и приветственное письмо, которое гость обнаруживает при вселении в номер, и приятный вечерний сюрприз в виде крохотной коробочки со сладостями, украшенной трогательной надписью Good Night! Тот же логотип постоялец отеля встретит в ресторане за завтраком - на разовой упаковке сахара, сливок для кофе и т. д.

Пятизвездочный комфорт

Отдельно стоит сказать о фирменной продукции для ванной. Здесь четырех-пятизвездочный отель предоставит одноразовый кусочек мыла, шампунь, гель для душа, крем для тела - вся эта продукция будет в упаковке с фирменной этикеткой отеля. Из нее вы не узнаете, кто произвел эти средства - Procter & Gamble или L'Oreal, например. Для отеля гораздо важнее, что этот продукт подается под его маркой.

Еще один важный элемент - коробочки для разных необходимых в путешествии вещей, которые и создают ощущение пятизвездочного комфорта: упаковка мини-набора для шитья, шапочки для душа, коробочка для салфетки или губки для чистки обуви, различных гигиенических принадлежностей вроде ватных палочек и даже одноразовых пилок для ногтей. Постоялец не должен ощущать недостатка ни в чем, и каждый элемент бытового комфорта призван напоминать клиенту об отеле, этот комфорт обеспечившем.

Коробочки со сладостями, «стик» с сахаром и одноразовая пилка для ногтей в картонном футляре. Отель Metropolitan украсил все это золотым тиснением.

А при выезде вместе со счетом на фирменном бланке гостю вручат буклет с видами отеля и фотографиями интерьеров, с рассказом о его истории, знаменитых постояльцах - чтобы можно было показать друзьям и коллегам, где ты останавливался.

Имидж в деталях

Что касается традиционных составляющих фирменного стиля - визитных карточек, бланков писем, конвертов и т. д. - их изготовление давно и хорошо освоено российскими типографиями. Отметим лишь, что для этих видов продукции отели выбирают весьма качественные виды бумаги, как правило, сдержанных натуральных оттенков, практически всегда - с тиснением, очень приятные на ощупь. Стоит сказать и о логотипах: они всегда прекрасно проработаны, уместны и на вывеске отеля, и на пакетике с сахаром, имеются в разных вариантах расположения, размеров и цветовой гаммы.

В последнее время наряду с обычной офсетной печатью все чаще используется тиснение. Например, тиснение золотой фольгой по бумаге или картону цвета слоновой кости является отличительным знаком сетей Metropolitan и Crowne Plaza.

Эффектно и ненавязчиво выглядит блинтовое и конгревное тиснение. Новая тенденция - использование матового и глянцевого лаков, термоподъема изображения или получение рельефа способом УФ-трафаретной печати.

Полочка в ванной все того же отеля. Флаконы с шампунями и кремами несут логотип отеля,
а не производителя, хотя состав средства на этикетке приводится.

Картонные папки и упаковка тоже освоены нашими типографиями, но в меньшей степени, чем бланки, брошюры или визитные карточки. Как правило, за производство коробочек и футляров из картона берутся типографии, располагающие высекальными (вырубными, штанцевальными) прессами (рис. 1). Печать по картону и бумаге выполняются на одинаковом оборудовании и технологически не отличаются. Это же можно сказать и о тиснении. Но дальше - сложнее. Изготовить даже простую коробку на том же оборудовании, что и брошюру или визитную карточку, нельзя. Главное различие - в высечке, то есть вырезании из листа картона заготовки коробки, футляра или папки. Эта технология почти не применяется в производстве изданий. Кроме высекального пресса требуется еще и высекальный штамп - инструмент, с помощью которого вырубается каждая заготовка (рис. 2).

[ Комментарий ]

Что такое фирменный стиль

Андрей Пуртов, директор
Artgraphics.ru (Москва)

Под понятием «фирменный стиль» подразумевается комплексная система визуальной идентификации, формирующая имидж компании. Ежедневно россиянин видит в среднем около 1500 логотипов и торговых марок, но, по статистике, потребитель принимает решение о покупке какого-либо продукта или услуги лишь после того, как он предварительно увидит как минимум 18–20 рекламных обращений компании. Для того, чтобы потребитель их запомнил, они должны быть выполнены в едином стиле. На Западе эта комплексная система визуальной идентификации компании получила название Corporate Identity, а в России прижилось и активно используется другое определение - фирменный стиль.

Фирменный стиль может включать сколь угодно большое количество элементов: логотип, корпоративную и персональную визитные карточки, фирменный бланк, различные типы конвертов (Е65, С4, С5), бланк факсимильного сообщения, папки для бумаг, фирменные шрифты и цвета, а также многие другие элементы - от системы внутренних указателей и дизайна офисных интерьеров до униформы сотрудников и внешнего оформления автотранспорта.

Рис. 1
Производство картонных папок и упаковки осуществляется на вырубных (высекальных) прессах. В зависимости от формы и размеров вырубаемого изделия в типографии подбирается штамп и устанавливается в пресс. Затем в машину помещается материал (бумага, картон и пр.), и под давлением из него вырезается заготовка. Остаток материала удаляется вручную. По этой же технологии изготавливаются бумажные пакеты, а также многие другие виды печатной продукции, в которых используется вырубка (см. «Формат» № 4, с. 20).
Как правило, типография располагает несколькими разновидностями штампов - для высечки часто заказываемых изделий стандартной формы и размеров. Заказывая же нестандартную упаковку, следует быть готовым к дополнительным затратам на изготовление специального штампа. Они могут составить сотни и даже тысячи долларов - в зависимости от сложности высекаемой формы и величины штампа. Подробнее о вырубке и высечке см. «Формат» № 4, с. 20.

Флаконы и этикетки - весьма специфический вид фирменной продукции. Как правило, отели используют стандартные флакончики и этикетки с логотипом отеля. Обычная типография за такой заказ, скорее всего, не возьмется, или же передаст его специализированной этикеточной типографии (соответственно, цена заказа возрастет). Этикетки печатаются на многослойном самоклеящемся материале - бумаге или синтетической пленке с особыми свойствами поверхности и клеевого слоя. Специализированная типография не только печатает, выполняет тиснение и лакирование защитным лаком, но и высекает этикетки заданной формы и размера, оставляя их на подложке для дальнейшего этикетирования, то есть нанесения этикетки на флакон. Такая типография должна располагать узкорулонной печатной машиной, чаще всего флексографской, которая работает на рулонном материале. В результате получаются рулончики готовых к наклеиванию на специальной машине этикеток. Если же вам предложат напечатать этикетки на листовом самоклеящемся материале, то наклеивать их придется вручную.

[ Справка ]

Тампонная печать относится к специальным видам печати и используется для печати по криволинейным поверхностям: шариковым ручкам, брелокам и пр. О возможностях тампонной печати мы опубликуем большой материал в одном из следующих номеров.

Флексографская печать также относится к специальным видам. Основное ее предназначение - высокоскоростная печать по различным материалам (бумаге, целлофану, полиэтилену и пр.), поэтому она часто применяется в производстве этикетки и упаковки. О продукции, получаемой с помощью флексографской печати, мы расскажем отдельно.

УФ-трафаретная печать осуществляется специальными УФ-красками способом трафаретной печати. УФ-краски отличаются от традиционных тем, что их закрепление на оттиске происходит под действием УФ-излучения, поэтому для печати УФ-красками требуется специальное оборудование. Об особенностях трафаретной печати (шелкографии) мы уже писали - см. «Формат» № 3, с. 22

Иногда вместо этикетки применяется прямая печать по флаконам - так же как по другим предметам фирменного стиля, например, ручкам или зажигалкам. Для этой цели используются либо тампонная, либо трафаретная печать. Следует иметь в виду, что число красок не должно превышать трех-четырех, поскольку при печати на небольших предметах довольно трудно эти краски совместить, то есть соблюсти расположение одной относительно другой на оттиске. Поэтому лучше разработать эффектный одно- или двухкрасочный сюжет с логотипом, и уж конечно, не стоит ожидать, что получится изображение фотографического качества или хотя бы отдаленно его напоминающее - это не тот случай. И, конечно, нужно помнить, что каждая дополнительная краска увеличивает стоимость выполнения заказа, а вот впечатление улучшает далеко не всегда.

Рис. 2: а - вырубной штамп для изготовления упаковки, б - вырубленные заготовки из которых будут собираться коробочки Как правило, в типографиях имеется набор штампов для наиболее часто заказываемой продукции. Если изделие нетипичной формы или нет штампа подходящего размера, то его придется заказывать, а это дополнительные расходы, которые оплачивает заказчик.

[ ЗАМЕЧАНИЕ ]

Блинтовой тиснение создает плоский бескрасочный рельеф на поверхности бумаги, картона или другого подходящего материала.

Конгревное тиснение также бескрасочное, но в отличие от блинтового создает рельефный контур.

Термоподъем изображения - способ отделки, применяемый в производстве визитных карточек, папок и другой малотиражной продукции. Заключается в следующем: свежеотпечатанный оттиск посыпают специальным порошком, который прилипает к сырой краске. Излишки порошка стряхивают в бункер, затем оттиск подается в специальную ИК-печь, где порошок спекается, образуя выпуклый рельеф.

Скорее всего, прямая печать по флаконам обойдется дешевле, чем изготовление и приклейка этикеток. Однако краски для печати по пластику должны быть стойкими не только к влаге, но и к поверхностно активным веществам, жирам, спиртам и щелочам, которые содержатся в шампунях и кремах. Иначе краска размажется, постоялец испачкается, и все труды отеля по созданию атмосферы комфорта окажутся потраченными впустую.

Упаковка для сахара и других пищевых продуктов, как правило, производится на пищевом комбинате или сахарозаводе. Там же осуществляется и фасовка продукта. Но если вам предложат заказать упаковку отдельно, следует иметь в виду, что материалы, которые соприкасаются с продуктами питания, а также краски, лаки, фольга и т. д., не контактирующие с продуктом напрямую, должны иметь соответствующий гигиенический сертификат. Специалисты предприятий, производящих пищевую упаковку, должны в этом профессионально разбираться, но и заказчику знать об этом совсем не лишне. Кстати, предприятий по производству упаковки у нас пока не много и оснащены они не так хорошо, как зарубежные. Поэтому довольно часто такие вещи, как сахар-песок, расфасованный в одноразовые пакетики-трубочки (по-другому их называют сахарными стиками), приходится ввозить из-за рубежа.

Заключение

Рассказывая о фирменном стиле отелей, мы не упомянули о многих вещах - например, о массивных папках, в которые вкладывается информация о работе служб отеля, об электронных карточках-ключах, наконец, о спичках в коробках с фирменной символикой (правда, с распространением запретов на курение этот вид продукции становится не столь актуальным). За рамками статьи остались также рекламные брошюры, листовки, путеводители по городу для приезжающих и многое другое. Но задача этой статьи заключалась в том, чтобы рассказать о наиболее сложных в производстве и перспективных предметах фирменного стиля, причем используемых не только отелями. Надеемся, статья вызвала интерес. Фирменный стиль - тема неисчерпаемая, так что ждите новых публикаций!



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»