на главную
о журнале
содержание
архив номеров
подписка
распространение
поиск по сайту
наш адрес

Формат №5
декабрь, 2004

Статьи из журнала Формат №5-2004
От редакции
ЭКСПРЕСС-ФОТОАЛЬБОМ ЗА ТРИ ЧАСА
Оригинальный продукт цифровой полиграфии
ПОГРАНИЧНЫЕ ВОПРОСЫ
Попробуем разобраться, как меняется способ печати с изменением тиража
ПАКЕТЫ ИЗ БУМАГИ И НЕ ТОЛЬКО
Бумажный пакет - это удобная и красивая упаковка,
а также элемент фирменного стиля
ВЫСОКИЙ КЛАСС: ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ ОТЕЛЕЙ
Корпоративная печатная продукция гостиниц и отелей
ВСЕ ПО ПРАВИЛАМ
Подведены итоги конкурса «Мэтр Полиграфии - 2004»
ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ?
Заказчик - рекламное агентство - типография. Попытаемся
разобраться в столь непростых «треугольных» отношениях
авторам реклама перепечатка english version
Практика
ПОГРАНИЧНЫЕ ВОПРОСЫ

Для каждого издания можно подобрать оптимальную технологию производства и во многом способ полиграфического воспроизведения определяет тираж. В данной статье попробуем разобраться, как меняется способ печати с изменением тиража.

При подготовке к производству очередного издания (а под изданием мы будем понимать любую печатную продукцию) желательно принять несколько важных решений. Ранее мы уже писали о проблеме выбора типографии с точки зрения технологии (см. «Формат» № 1, с. 4). Выводы, которые можно сделать из статьи, пользуясь приведенной в ней методикой, справедливы, но не окончательны, поскольку не учтен ряд экономических вопросов. О них мы рассказывали отдельно (см. «Формат» № 2, с. 4). Однако нюансы продолжают появляться, и сейчас мы поговорим о влиянии финансового вопроса не только на выбор типографии, но и на изменение технологии производства.

Определяющие параметры

Для принятия решения относительно того, как и где будет изготовлен заказ, необходимо знать некоторые параметры будущей продукции. В первую очередь - это тираж. Правильный выбор технологии изготовления заказа может существенно повлиять на цену изделия при заданном тираже. Второй важный параметр - сюжет изображения. Известно несколько способов печати и все они по-разному воспроизводят один и тот же сюжет. Поэтому даже при самых выгодных экономических условиях не надо забывать, что технология производства во многом определяет итоговый результат.

[ ЗАМЕЧАНИЕ ]

Цены, приведенные в статье, носят скорее ознакомительный характер. Точную стоимость того или иного вида продукции можно получить только в конкретных типографиях. При этом, скорее всего, для построения графиков придется пользоваться усредненными ценами.

Еще один фактор, который необходимо учитывать при выборе типографии - это уникальные особенности печатных технологий.

Естественно, нельзя забывать и о таких параметрах печатной продукции, как формат, красочность, способ брошюровки или переплета и т. д. Но сейчас мы не будем их касаться - основополагающим в данной статье для нас будет тираж.

Переходные моменты

Тираж и сюжет печатной продукции определяют наступление переходного момента, то есть ситуации, когда по экономическим или технологическим соображениям предпочтительнее изменить схему производства. Приведем несколько примеров. Для начала рассмотрим цифровую и офсетную печать.

Напомним: стоимость оттиска в цифровой печати постоянна, а в офсете зависит от тиража. Причины этого объясняются особенностями технологий. Стоимость изготовления офсетных форм и приладки равномерно распределяются на весь тираж.

Поэтому на малых и штучных тиражах в офсете оттиск будет дороже, чем в цифровой печати, но по мере роста тиража ситуация меняется. В определенном диапазоне тиражности цены оттисков становятся почти одинаковыми. В подобной ситуации экономический фактор перестает быть приоритетным, и выбирать типографию приходится исходя из уникальных особенностей технологии. Например, если нужно отпечатать быстро, то лучше отдать заказ в цифровую типографию. Высококачественную печать, а также серьезную послепечатную обработку лучше поручить офсетной типографии.

[ КОММЕТАРИЙ ]

О важности сюжета

[ ВНИМАНИЕ ]

Формально считается, что в цифровой полиграфии стоимость приладки отсутствует, существует только стоимость листопрогона, причем вне зависимости от тиража. Однако это не совсем верно. Хотя приладки нет как таковой, подготовительные работы все равно присутствуют. К ним относятся монтаж полос (если он есть), настройка печатной машины на тот или иной сорт бумаги и, возможно, калибровка или совмещение лица с оборотом.

Более того, есть еще одна особенность цифровой печати. Себестоимость оттиска, как правило, зависит от степени его заполнения. Впрочем, цена, по которой он продается (по крайней мере в нашей стране), обычно назначается без учета заполнения тонером. Объясняется это не сверхприбыльностью данной работы, а особыми видами сервисных контрактов типографий с поставщиками оборудования. Согласно ему, себестоимость оттиска считается усредненно и от заполнения не зависит, поскольку счетчик прогонов цифровой машины фиксирует только число оттисков без процента покрытия.

Любая из современных технологий тиражирования лучше или хуже справятся с воспроизведением того или иного сюжета. Однако есть и исключения. Мы, например, уже рассматривали возможность печати светлыми офсетными красками по тонированной (небеленой) бумаге в статье «Шелкография в рекламной полиграфии» («Формат» № 3, с. 23). И уже тогда было понятно, что достойно справиться с этой задачей, а также с нанесением насыщенной цветной (или под серебро, золото) плашки на белую бумагу, может только трафаретная печать.

В другой стороны, если требуется продукция с естественными полутоновыми изображениями (фотографического качества), с большой цветовой насыщенностью, трафаретная печать не подойдет, несмотря на то, что трафаретные краски очень яркие и насыщенные. В данном случае придется использовать офсетную печать, причем если требования к цветовой насыщенности велики, необходима печать в шесть-семь красок (Hi-Fi-печать) или использование специальных высоконасыщенных красок. Хорошо воспроизводит полутоновые изображения глубокая печать, но она рентабельна только на больших тиражах и имеет ограничения по печати текста: шрифт слишком мелкого кегля (размер) немного искажается.

Если в сюжете предусмотрена печать дополнительными (нетриадными) цветами, например, использование фирменного цвета по каталогу Pantone, то в большинстве случаев лучше предпочесть офсет. Исключение - маленький тираж, при котором цветное дополнение можно «впечатать» трафаретным способом. Цифровая печать в большинстве случаев здесь не поможет. (Впрочем, не всегда, существуют цифровые машины печатающие дополнительными красками). Если на оттиске предполагается изображение с суммарным краскопереносом более 350–380%, то офсетная печать для этого может не подойти, в этом случае лучше использовать цифровую - она легче справится с такой задачей. О проценте краскопереноса, который следует закладывать в свою продукцию, следует узнавать у технолога типографии, где предполагается печатать тираж.

Вообще, сюжет, который планируется к воспроизведению, во многом определяет технологию печати. Одни сюжеты лучше воспроизводятся одним способом печати, другие - другим. Например, если требуется напечатать очень ровную плашку насыщенного цвета и небольшим тиражем (скажем, одноцветную папку с логотипом в углу), то даже в этом случае вряд ли имеет смысл отдавать заказ в цифровую типографию. Гораздо лучше с этим справится трафарет или офсетная печать. Главным выводом из этого рассуждения может быть следующее: заранее все учесть и просчитать может только профессионал, поэтому разработку макета, дизайн и всю допечатную подготовку лучше поручить специалистам, чтобы в процессе печати не возникало лишних проблем.

Переходные моменты есть не только в случаях смены способов печати (с цифровой на офсет, например), но и в ситуациях, когда вместо листовой офсетной печати приходится использовать рулонную и наоборот. Этот факт зачастую не учитывается издательствами по мере роста (или наоборот, снижения) тиража: производство остается в прежних технологических рамках, хотя наступает определенный момент, когда можно получить заметную финансовую выгоду, изменив способ печати. Такая же ситуация характерна при переходе с ротационного офсета на глубокую печать.

В специальных видах печати есть свои переходные моменты. Возьмем к примеру производство полиэтиленовых пакетов. Обычно они изготавливаются с использованием флексографской печати: изображение печатается на полотне, из которого затем сваривают пакеты. Если тираж заказываемых пакетов невелик, то рационально будет воспользоваться трафаретным способом: печатать на заранее изготовленных пакетах (запаянных, но без изображения).

Главным остается вопрос: на каком тираже наступает переходный момент? Ответив на него, можно принимать решение о месте размещения своего заказа, однако только с учетом экономического фактора.

[ СПРАВКА ]

Уникальные возможности цифровых печатных технологий

Каждый из известных способов печати обладает характерными особенностями, которые позволяют изготовить продукцию наиболее технологичным и экономически выгодным образом. Кроме того, каждому из способов присущи свои уникальные возможности.

Мы уже писали о трафаретном способе печати («Формат» № 3, с. 22). Сейчас обратим внимание на другую популярную технологию - цифровую печать. Главных достоинств у нее пять:

  • Очень высокая оперативность. Благодаря отсутствию приладок и формных процессов тиражный лист можно получить сразу после начала печати. Более того, отпечатанные оттиски не надо сушить, они сразу готовы к дальнейшей обработке.

  • Стабильное качество воспроизведения. Качество печати современных цифровых машин высоко и соизмеримо с офсетом, но при этом оно мало зависит от квалификации оператора. Машина либо настроена и печатает хорошо, либо ее должны настраивать специалисты.

  • Возможность печати переменных данных. Каждый оттиск в тираже может быть уникальным. Ни одна другая технология печати такого не может. Поэтому, если вы задумываетесь о печати переменных данных, то выбрать кроме цифровой печати нечего.

  • Постоянная цена оттиска. В подавляющем большинстве случаев стоимость оттиска не зависит от тиража, она заметно выше, чем в офсете, но на небольших тиражах более рентабельна.

  • Возможность печати на большом ассортименте материалов, практически без перенастройки машины. В офсете может понадобиться смена краски, защитное лакирование или грунт, в цифровой печати этого не требуется - заряжаешь новый материал и печатаешь. Лишь бы он был сертифицирован для цифровой печати.

Наверное, специалисты могут насчитать гораздо большее число достоинств цифровой печати, но эти пять - основополагающи. Они и определяют те причины, по которым заказ нужно отдавать именно на цифровую печать.

Впрочем, не все так радостно. У цифровой технологии есть и некоторые ограничения, в первую очередь - по послепечатной обработке.

Оттиск на плотной бумаге с большим количеством тонера трудно фальцуется и бигуется (есть вероятность появления заломов); по нему нелегко выполнять тиснение, в том числе и фольгой. Лакирование оттисков возможно только трафаретным способом, а оно дороже офсетного.

Кроме того, бумага, прошедшая через цифровую машину (по крайней мере та, которую используют в электрографическом способе печати) становится настолько наэлектризованной, что стопа слипается, и, как следствие, с ней возникают трудности, например, при подборке блока на автоматах.

Бесспорно, все трудности преодолимы, но их нужно учитывать при сдаче изданий на цифровую печать.


Расчет момента перехода

Приведенный нами способ расчета не претендует на истину в конечной инстанции, он лишь иллюстрирует методику. Выполнить расчет вы можете самостоятельно, подставив собственные данные. Для это нужно:

  • выяснить в типографии среднюю стоимость приладки (стоимость изготовления печатных форм и фотоформ должны быть уже включены в нее) и стоимость листопрогона.

  • то же самое узнать в другой типографии (или компании) с другим способом изготовления тиража.

Вполне вероятно, что многие типографии не сообщат вам запрашиваемые расценки, а назовут итоговую стоимость работ.

[ СПРАВКА ]

Послепечатные и отделочные операции

В статье для упрощения расчетов мы приняли стоимость отделочных работ одинаковыми для всех исследуемых видов печати. На самом деле это не совсем верно. Дело в том, что подбор отделочного оборудования связан с используемой технологией печати. Например, здравомыслящий человек не будет устанавливать к простенькому цветному копиру мощный вкладочно-швейно-резальный агрегат (ВШРА), и наоборот - серьезные типографии с рулонными машинами не будут использовать для шитья буклетов полуофисный буклетмейкер. А значит, и стоимость превращения отпечатанных листов в готовую продукцию будет несколько отличаться в каждом случае. Например, стоимость работ на легком буклетмейкере будет ниже, чем на ВШРА, но качество блока будет хуже (по его внешнему виду специалист сразу определит класс оборудования, на котором он был сделан).

Еще один интересный момент: с рулонной машины печатный лист выходит уже сфальцованным, поэтому дальнейшая его отделка будет дешевле, чем в случае листовой печати, даже если учесть, что они оба будут скрепляться на одной и той же линии.

Но, как показывает практика, стоимость печати гораздо выше стоимости брошюровки, если, конечно, речь не идет об изготовлении книг в твердом переплете. Тем более, что нас интересуют не абсолютные цифры, а разница между ними.

[ Комментарий ]

К вопросу о качестве печати

Можно долго рассуждать об экономической целесообразности перехода с одного способа тиражирования на другой, но при этом необходимо оговорить, что продукцию мы будем получать абсолютно идентичную. И хотя такое допущение формально мы уже ввели, тем не менее незначительные различия в результатх все же есть. Корректно о таких различиях в рамках небольшой статьи написать невозможно, но тем не менее попытаемся выявить одну тенденцию.

Считается, что цифровая печать по качеству несколько уступает офсету, а рулонная офсетная печать - листовой. Но это общее мнение и оно на самом деле ничего не выражает. С одной стороны, современные цифровые способы печати дают оттиски практически неотличимые от хороших офсетных. С другой стороны, очень многое зависит от пресловутого человеческого фактора. Имея в руках даже самую совершенную технологию, можно получить вполне посредственный результат.

А значит, все ранее сказанное может не иметь смысла, если работать с непроверенным партнером. Можно чисто экономически выбрать себе очень хорошего «исполнителя» (вне зависимости от используемой у него технологии), а затем получить «экономически правильный», но испорченный продукт. Следовательно, предлагаемый механизм лучше работает при выборе среди проверенных партнеров.

[ Справка ]

Другие определяющие факторы

На самом деле, факторов определяющих выбор способа полиграфического воспроизведения, гораздо больше, чем описано в этой статье. И зачастую тираж является не основным. Принятие решения - вопрос сложный и требует серьезного обдумывания.

Временной фактор. Простой пример. По методике, описанной в статье, мы подсчитали, что наиболее выгодным способом производства будет печать на листовой машине традиционным офсетным способом. А что если тираж нужен «завтра к утру»? Обычным офсетом его изготовить за такое время нереально (подробнее о сроках изготовления мы писали в прошлом номере - «Формат» № 4, с. 4). Причем нереально, даже если «хорошо попросить». Выход здесь простой - обратиться к «цифровикам». Это единственный шанс успеть «завтра к утру». Так что в таких условиях принимать решение приходится уже на основе совсем других факторов, в частности временных.

Бывает еще фактор «географический». И здесь примером может выступать сам журнал «Формат» и издательство «Курсив». Нам иногда задают вопрос: «...вот вы говорите, что печатать журналы лучше всего на машинах большого формата (меньше приладок, быстрее сроки изготовления, теоретически ниже цена), однако сами печатаете журналы на полуформатной машине. Как же так?» Ответ вполне простой. Вступает в силу географический фактор, именно он в данном случае оказался определяющим при выборе типографии. От нас она находится в 10 минутах! И хотя для нормальной работы это совсем не обязательно, тем не менее очень удобно, особенно когда на приладку очередного тиража можно сходить пешком (и займет все это полчаса, а не пол дня, как раньше). Более того, упрощается транспортировка тиражей на наш склад.

Наверняка есть и другие факторы, определяющие выбор подрядчика, например, по марке используемого оборудования или по степени знакомства с персоналом, но это частности, и такой подход мы комментировать не будем.

Для примера расчета возьмем цветную брошюру формата А4, состоящую из 16 полос (со своей обложкой). Попытаемся понять, какие тиражи этого издания выгоднее печатать на цифровой, листовой и рулонной машинах. Будем считать, что бумага и отделочные операции во всех случаях одинаковы (на самом деле это не совсем так).

Обозначим исходный данные для каждого из трех рассматриваемых способов печати:

  1. цифровая машина формата А3 с двусторонней печатью;

  2. офсетная листовая машина, четырехкрасочная, половинного формата;

  3. офсетная рулонная машина 16- страничного формата.
График зависимости стоимости экземпляра
от тиража при различных способах печати
Необходимые пояснения

Сразу следует оговориться, что приведенные на графике цифры являются лишь демострацией метода. Тем не менее, для оценочных расчетов и при отсутствии данных из различных типографий, ими вполне можно пользоваться. Правда, есть существенное ограничение. Дело в том, что данный график построен на некоторых усредненных ценах и в реальной жизни может сильно отличаться от частных случаев. Поэтому целесообразно все же пользоваться не графиком, а методикой.

Листопрогон в первом случае составит 1 USD за цветной двусторонний оттиск А3, во втором случае - 0,03 USD за цветной односторонний оттиск формата А2, в третьем случае - 0,025 за цветной двусторонний оттиск формата А1 (точнее за уже готовую 16–страничную тетрадь). Стоимость изготовления форм и приладки: в цифровой печати – 0 USD, в листовой офсетной - 120 USD, в рулонной - порядка 2000 USD. Чтобы момент перехода был заметен наилучшим образом, целесообразно просчитать стоимость производства для нескольких разных тиражей. Для цифровой печати стоимость экземпляра расчитывается перемножением числа листов А3 в издании на цену печати листа. В нашем случае стоимость экземпляра составит 4 USD и будет постоянной. Иная ситуация в офсете - цена экзепляра будет варьироваться в зависимости от тиража.

Просчитав несколько вариантов лучше всего построить график зависимости стоимости единицы продукции от тиража, на котором и отложить полученные результаты.

Итоги

На основании построенного графика можно сделать следующие выводы:

  • на небольших тиражах безоговорочным лидером по стоимости экземпляра является цифровая печать;

  • широкий диапазон тиражей целесообразно печатать на листовой офсетной машине, но в какой-то момент цена печати на ней сравняется с ценой производства на рулонной машине;

  • при дальнейшем увеличении тиража наиболее выгодной становится рулонная печать.

Если же заказываемый вами тираж находиться на стыке способов печати, то решение следует принимать на основании других данных. Каких - читайте в справке на этой странице.

Следует понимать, что моментов перехода может быть много: переход с одного форматного ряда машин на другой, с односторонних цифровых машин на двусторонние, с офсетной рулонной ротации на глубокую печать и т. д.

В нашем случае мы не ставили задачу просчитать все случаи. Мы лишь рассказываем о возможной методике расчета, необходимой для принятия решения о размещении заказа.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»