ДЕЛАЕМ
СУВЕНИР ФИРМЕННЫМ
Сувениры могут
использоваться и в качестве подарка
партнерам по бизнесу, и при проведении
рекламных кампаний и промо-акций.
Но в любом случае сувенир должен напоминать
о том, кто его подарил. |
Вот
и прошла горячая пора подготовки к новогодним
праздникам - печати календарей, изготовления
ежедневников и еженедельников, рождественских
сувениров вроде елочных игрушек с логотипом
компании... Но на этом сувенирная «страда»
не закончилась. У нас принято поздравлять
с «мужским» и «женским» днями не только
близких, но и партнеров по бизнесу, клиентов,
сотрудников компании. И здесь не обойтись
без сувениров - как традиционных, вроде
зажигалок, ручек, часов и т. д., так и
оригинальных, выбранных специально для
торжества и конкретных людей. Все эти
подарки должны быть, как минимум, с логотипом
фирмы, но лучше, если они будут нести
еще и какую-либо дополнительную текстовую
информацию или изображение. Как это сделать,
чтобы не испортить предмет и при этом
достичь максимального эффекта?
Возможны разные способы:
- наклейка особого стикера,
- наклейка объемной этикетки,
- тиснение (фольгой, блинтовое или
конгревное),
- трафаретная печать,
- тампонная печать.
Рассмотрим подробнее каждый из них.
Стикер,
или наклейка, выглядит привлекательно
и может нести значительный объем информации:
как текстовой, так и изобразительной.
Стикеры печатают на самоклеящейся бумаге,
а для декорации сувениров чаще всего на
прозрачной пленке.
[
ФАКТЫ ]
О
сувенирах
На одном из аукционов, где продавались
памятные вещи, имеющие отношение
к космическим исследованиям, самым
дорогим оказался клочок костюма
астронавта Джеймса Ирвина, в котором
он прогуливался по Луне во время
экспедиции Apollo 15. На этом клочке
имеется логотип NASA и именная метка
Ирвина. Стартовая цена этого лота
составляла около 75 тыс. USD, а
конечная - 310,500 тыс. USD.
С
древних времен в Японии сохранился
обычай дарить куклу Дарума, вместо
глаз у которой пустые глазницы.
Получивший подарок должен загадать
желание и нарисовать ей один глаз;
считается, что второй откроется
сам, когда сбудется загаданное желание.
Интересно, что чем старше человек,
которому дарят сувенир, тем больше
по размеру должна быть кукла.
|
Преимущества такого способа очевидны:
можно напечатать практически любое изображение,
в том числе близкое к фотографическому,
любого размера. При этом, на пленке можно
не только печатать, но и выполнять тиснение
фольгой. Да и сама пленка может стать
элементом декорирования: например, если
она с блестками, голографическим эффектом
и т. д. Пленка может быть со съемным слоем
клея и с постоянным. Ее можно наклеить
почти на любой предмет - из стекла, пластика,
металла и пр. - и наклейка будет прекрасно
держаться. К тому же, наклейками можно
декорировать такие предметы, печать на
которых затруднительна или вообще невозможна.
Немаловажно, что для печати на прозрачной
самоклеящейся пленке можно использовать
цветной лазерный принтер: полученную таким
образом наклейку трудно отличить от «настоящей»,
отпечатанной типографским способом.
Недостатки у стикеров тоже есть: пленка,
какой бы тонкой она ни была, всегда заметна
при близком рассмотрении, ее края различимы
на ощупь, стикер можно наклеить только
на линейную поверхность (плоскость, цилиндр,
конус), а на сферическую или какой-либо
нестандартной формы затруднительно. Наконец,
пленку можно отклеить, и если использовалась
пленка с постоянным слоем клея, то останется
липкий, чаще всего несмываемый след.
Объемные
этикетки (шильды) обычно выглядят
лучше, чем стикеры - выпуклые капли прозрачной
смолы увеличивают изображения, находящиеся
под ними. Как правило, объемные этикетки
печатают на специальной самоклеящейся
бумаге, выполняют предварительную высечку,
чтобы этикетку можно было отклеить, и
только после этого заливают смолой на
особых устройствах. Объемные этикетки
вошли в моду всего лет пять назад, но
уже активно используются для нанесения
логотипов на офисную технику, бытовую
электронику и т. п. «Каплями» часто декорируют
такие сувениры, как часы, письменные приборы,
калькуляторы и др., когда нужно «спрятать»
логотип производителя и вместо него разместить
свой.
Преимущества: шильды легко наклеить на
любой предмет (том числе, если на нем
трудно или невозможно печатать из-за больших
размеров или хрупкости). Они эффектны,
привлекают внимание, яркие, долговечные,
стойкие к внешним воздействиям.
Недостатки: сложность и дороговизна изготовления,
возможное искажение цветов логотипа или
изображения из-за преломления световых
лучей в толще смолы и из-за ее цвета (абсолютной
прозрачности и полного отсутствия цвета
не бывает).
ТАМПОПЕЧАТЬ:
НЕОБХОДИМЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Главное
в тампопечати - собственно тампон,
который переносит краску с печатной
формы на запечатываемый предмет
(рис. 3). Изготавливают тампон,
как правило, из особой очень мягкой
и гладкой силиконовой резины. Этот
материал обладает уникальными свойствами:
он мягок, но при этом упруг и эластичен,
что позволяет ему прекрасно прилегать
к поверхностям сложной формы и при
этом не повреждать хрупкие предметы;
он прекрасно воспринимает и переносит
краску и в то же время обладает
достаточной тиражестойкостью - до
нескольких тысяч оттисков. От качества
тампона практически полностью зависит
качество печати.
Формы для тампонной печати, как
правило, плоские с углубленными
печатными элементами. Иногда применяют
формы с выпуклыми (для высокой печати)
или плоскими (для офсетной печати)
печатными элементами. Формы изготавливаются
путем гравирования по металлу или
с использованием специального фотополимера,
который засвечивают через позитивную
фотоформу. Те части фотополимера,
на которые падал свет, полимеризуются
и затвердевают, а те, которые находились
под непрозрачными участками фотоформы,
остаются незаполимеризованными,
и фотополимер с этих участков вымывают
в особых растворителях или водных
растворах детергентов. На незасвеченных
участках образуются углубления,
которые в процессе печати заполняются
краской. Эту краску тампон и переносит
на запечатываемый предмет.
Станки для тампопечати, используемые
в производстве заказных сувениров,
чаще всего ручные или полуавтоматические
с ручной подачей предметов. Как
правило, на запечатываемый сувенир
за один цикл наносят несколько красок
- от одной до шести или даже восьми.
Краски для тампопечати могут быть
очень плотными и насыщенными или,
наоборот, прозрачными. К их выбору
необходимо подойти с особой тщательностью:
учитывать цвет предмета, плотность
красочного слоя, рассмотреть необходимость
нанесения дополнительного слоя белил
в качестве фона или подложки под
изображение.
В зависимости от характера декорируемой
поверхности и требований к изображению,
химический состав красок может быть
разным. Ограничения накладывает
и материал тампона: он должен хорошо
переносить воздействие растворителей,
содержащихся в краске, не деформироваться,
не затвердевать.
|
Тиснение
фольгой широко используется в производстве
бумажно-беловых товаров - тех самых ежедневников,
еженедельников, записных книжек, планингов
и т. д., которые мы с удовольствием получаем
к каждому Новому году. Тиснение золотом
- древний способ отделки, его использовали
для переплетов рукописных книг, для отделки
кожаных изделий. Тиснение фольгой, которое
заменило тиснение натуральным сусальным
золотом, практически не отличается от
него по виду, прекрасно выглядит и прочно
держится как на натуральной, так и на
искусственной коже. То же самое можно
сказать о блинтовом (бескрасочном) и конгревном
(рельефном) тиснении. Эффектно выглядит
тиснение фольгой на тканях, картоне и
особых видах бумаги, например, велюровой
или бархатной.
|
|
Рис. 1
Для нанесения логотипов компаний
использовался способ трафаретной
печати (шелкография): применение
кроющих красок делает изображение
непрозрачным |
Рис. 2
Тампонная печать отлично подходит
для декорирования предметов сложной
формы, например, ручек и футляров.
Печать серебряной краской на прищепке
имитирует тиснение фольгой |
Тиснение фольгой широко используется
для декорирования пластмасс. Чаще всего
применяют металлическую фольгу (золотую
и серебряную), а в последние годы - голографическую
или псевдоголографическую (дифракционную).
Мы видим тиснение не только на сувенирах
- ручках, зажигалках и т. д., но и на
панелях калькуляторов, радиоприемников,
телевизоров и бытовых приборов, на различных
футлярах, кожухах и пр.
Преимущества: эффектность, красивый стильный
и «дорогой» вид, возможность декорировать
мягкие материалы, большая площадь изображения,
воспроизведение тонких линий, стойкость
к внешним воздействиям.
Недостатки: дороговизна (для каждого
изображения нужно изготавливать особый
штамп), существенные отходы фольги, необходимость
нагрева поверхности при выполнении тиснения,
ограниченность выбора материала, невозможность
декорировать хрупкие, легкоплавкие, деформирующиеся
от нагрева и просто большие по размерам
предметы. Подробнее о тиснении фольгой
мы расскажем в одном из следующих номеров.
|
|
Рис.
3 Тампон во многом определяет качество
тампопечати. В зависимости
от площади запечатываемой поверхности
тампон может быть разного размера |
Трафаретная
печать - прекрасный способ декорирования
самых разных материалов: от стекла, фарфора
и керамики до дерева и текстиля. Таким
образом можно напечатать яркие и выразительные
многокрасочные изображения, но не фотографического
качества. Толстые слои краски обеспечивают
прекрасный изобразительный эффект. Возможно
получение выпуклых элементов, если печатать
УФ-красками или лаками. Трафаретные краски
обладают хорошей адгезией ко многим материалам,
что позволяет печатать на таких поверхностях,
которые не поддаются запечатке другими
способами. Подробно о возможностях трафаретной
печати мы уже рассказывали (см. «Формат»
№3, 2004 г.)
Преимущества: можно печатать на хрупких
предметах (даже на ампулах), шероховатых
поверхностях, наносить металлизированные,
люминесцентные и другие особые краски,
запечатывать как большие по площади изображения,
так и малые (правда, на разных печатных
машинах). Следует упомянуть также о том,
что трафаретом можно запечатывать майки,
бейсболки, ручки, зажигалки и т. п.: таким
образом, изображения на всех этих сувенирах
будут выглядеть идентично по цветам.
Недостатки: способом шелкографии нельзя
печатать на предметах сложной формы, на
громоздких предметах; поверхность не должна
портиться при контакте с краской, содержащей
растворители; не воспроизводятся очень
мелкие точки и штрихи, есть существенные
ограничения по печати растровых изображений.
Тампонная
печать чаще других используется
для декорирования сувениров и других предметов
даже сложной формы. Тампонной, или тампопечатью,
часто декорируют пластиковые и металлические
ручки, зажигалки, игрушки и многие другие
предметы, на которых нельзя печатать другими
способами.
Тиражи тампонной печати - от нескольких
сотен до нескольких тысяч предметов. По
себестоимости оттиска тампопечать - один
из самых экономичных способов (естественно,
в зависимости от тиража).
Используя металлизированные краски, можно
имитировать тиснение фольгой (рис. 2).
Дмитрий
Лаврик,
«Альфа-Дизайн» (Москва)
О СРОКАХ
И ЦЕНАХ
Сувениры
принято дарить не только по случаю
праздников, они заказываются для
корпоративных мероприятий и нередко
в последний момент. Поэтому вопрос
сроков важен для многих заказчиков.
Работа с поставщиками по официальным
каналам сводит к минимуму риск срыва
поставок сувениров и обеспечивает
короткие сроки поставки: за долгие
годы у нас уже отработана система
логистики. Кроме того, являясь крупнейшим
дилером нашего поставщика, мы имеем
максимальную скидку на сувенирную
продукцию, что позволяет нам предоставлять
лучшие цены для наших клиентов.
Кружка
по-прежнему считается популярным
сувениром, что неудивительно.
Помимо своей основной утилитарной
функции, благодаря современным
технологиям она может выглядеть
весьма эстетично. Для нанесения
изображения используется тампопечать,
шелкография и деколь (справа).
Последний способ позволяет
создать рисунок почти фотографического
качества, но при этом он дороже
остальных. Использование красок
с термоэффектом дает интересный
результат: горячее содержимое
нагревает кружку и на рисунке
проявляется изображение |
|
|
|
Beerdekel
или, проще говоря, подставка
под стаканы и кружки - не
только атрибут баров и ресторанов,
но и сувенир (слева). Он может
быть любой формы, со скругленными
или обычными углами. В массовом
производстве он изготавливается
из специального картона, но
если beerdekel выполняет роль
сувенира, например, в наборе
с элитным алкоголем или настольным
набором письменных принадлежностей,
то используются еще и другие
материалы. Основа, как правило,
изготавливается из склеенных
листов картона, лицевая сторона
может быть из прессованной
пробковой стружки или натуральной
кожи. Для эксклюзивных образцов
используется тиснение, например
блинтовое, и золочение торцов.
Оборотная сторона подставок
выполнена из синтетического
материала. Beerdekel можно
сделать и из толстой натуральной
кожи.
Рулетка - полезный сувенир,
может быть и брелоком одновременно
(справа). Нанести фирменную
символику можно способом тампопечати
на пластиковый корпус или
на специально для этого предназначенное
окошко. |
|
|