на главную
о журнале
содержание
архив номеров
подписка
распространение
поиск по сайту
наш адрес

Формат №1
январь-февраль, 2005

Статьи из журнала Формат №1-2005

IPSA: ВЕСНА-2005
Репортаж с сувенирной выставки

СЧИТАЕМ ПОЛОСЫ
Сколько полос должно быть в издании?
ОБЪЕКТНЫЙ МУАР
Почему при печати от некоторых иллюстраций лучше отказаться?
ДЕЛАЕМ СУВЕНИР ФИРМЕННЫМ
Сувенир должен напоминать о том, кто его подарил. Как этого добиться?
Нюансы тампопечати
КАЛЬКА В ПОЛИГРАФИИ
Корпоративная печатная продукция гостиниц и отелей
Фантазия с учетом технологии
Дизайнерский элемент
Калька в «цифре»
КОНКУРС КАЛЕНДАРЕЙ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ОБРАЗЦОВАЯ ТИПОГРАФИЯ
Репортаж о предприятии

авторам реклама перепечатка english version
Практика
ДЕЛАЕМ СУВЕНИР ФИРМЕННЫМ

Сувениры могут использоваться и в качестве подарка партнерам по бизнесу, и при проведении рекламных кампаний и промо-акций. Но в любом случае сувенир должен напоминать о том, кто его подарил.

Вот и прошла горячая пора подготовки к новогодним праздникам - печати календарей, изготовления ежедневников и еженедельников, рождественских сувениров вроде елочных игрушек с логотипом компании... Но на этом сувенирная «страда» не закончилась. У нас принято поздравлять с «мужским» и «женским» днями не только близких, но и партнеров по бизнесу, клиентов, сотрудников компании. И здесь не обойтись без сувениров - как традиционных, вроде зажигалок, ручек, часов и т. д., так и оригинальных, выбранных специально для торжества и конкретных людей. Все эти подарки должны быть, как минимум, с логотипом фирмы, но лучше, если они будут нести еще и какую-либо дополнительную текстовую информацию или изображение. Как это сделать, чтобы не испортить предмет и при этом достичь максимального эффекта?

Возможны разные способы:

  • наклейка особого стикера,

  • наклейка объемной этикетки,

  • тиснение (фольгой, блинтовое или конгревное),

  • трафаретная печать,

  • тампонная печать.

Рассмотрим подробнее каждый из них.

Стикер, или наклейка, выглядит привлекательно и может нести значительный объем информации: как текстовой, так и изобразительной. Стикеры печатают на самоклеящейся бумаге, а для декорации сувениров чаще всего на прозрачной пленке.

[ ФАКТЫ ]

О сувенирах

На одном из аукционов, где продавались памятные вещи, имеющие отношение к космическим исследованиям, самым дорогим оказался клочок костюма астронавта Джеймса Ирвина, в котором он прогуливался по Луне во время экспедиции Apollo 15. На этом клочке имеется логотип NASA и именная метка Ирвина. Стартовая цена этого лота составляла около 75 тыс. USD, а конечная - 310,500 тыс. USD.

С древних времен в Японии сохранился обычай дарить куклу Дарума, вместо глаз у которой пустые глазницы. Получивший подарок должен загадать желание и нарисовать ей один глаз; считается, что второй откроется сам, когда сбудется загаданное желание. Интересно, что чем старше человек, которому дарят сувенир, тем больше по размеру должна быть кукла.

Преимущества такого способа очевидны: можно напечатать практически любое изображение, в том числе близкое к фотографическому, любого размера. При этом, на пленке можно не только печатать, но и выполнять тиснение фольгой. Да и сама пленка может стать элементом декорирования: например, если она с блестками, голографическим эффектом и т. д. Пленка может быть со съемным слоем клея и с постоянным. Ее можно наклеить почти на любой предмет - из стекла, пластика, металла и пр. - и наклейка будет прекрасно держаться. К тому же, наклейками можно декорировать такие предметы, печать на которых затруднительна или вообще невозможна. Немаловажно, что для печати на прозрачной самоклеящейся пленке можно использовать цветной лазерный принтер: полученную таким образом наклейку трудно отличить от «настоящей», отпечатанной типографским способом.

Недостатки у стикеров тоже есть: пленка, какой бы тонкой она ни была, всегда заметна при близком рассмотрении, ее края различимы на ощупь, стикер можно наклеить только на линейную поверхность (плоскость, цилиндр, конус), а на сферическую или какой-либо нестандартной формы затруднительно. Наконец, пленку можно отклеить, и если использовалась пленка с постоянным слоем клея, то останется липкий, чаще всего несмываемый след.

Объемные этикетки (шильды) обычно выглядят лучше, чем стикеры - выпуклые капли прозрачной смолы увеличивают изображения, находящиеся под ними. Как правило, объемные этикетки печатают на специальной самоклеящейся бумаге, выполняют предварительную высечку, чтобы этикетку можно было отклеить, и только после этого заливают смолой на особых устройствах. Объемные этикетки вошли в моду всего лет пять назад, но уже активно используются для нанесения логотипов на офисную технику, бытовую электронику и т. п. «Каплями» часто декорируют такие сувениры, как часы, письменные приборы, калькуляторы и др., когда нужно «спрятать» логотип производителя и вместо него разместить свой.

Преимущества: шильды легко наклеить на любой предмет (том числе, если на нем трудно или невозможно печатать из-за больших размеров или хрупкости). Они эффектны, привлекают внимание, яркие, долговечные, стойкие к внешним воздействиям.

Недостатки: сложность и дороговизна изготовления, возможное искажение цветов логотипа или изображения из-за преломления световых лучей в толще смолы и из-за ее цвета (абсолютной прозрачности и полного отсутствия цвета не бывает).

ТАМПОПЕЧАТЬ: НЕОБХОДИМЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Главное в тампопечати - собственно тампон, который переносит краску с печатной формы на запечатываемый предмет (рис. 3). Изготавливают тампон, как правило, из особой очень мягкой и гладкой силиконовой резины. Этот материал обладает уникальными свойствами: он мягок, но при этом упруг и эластичен, что позволяет ему прекрасно прилегать к поверхностям сложной формы и при этом не повреждать хрупкие предметы; он прекрасно воспринимает и переносит краску и в то же время обладает достаточной тиражестойкостью - до нескольких тысяч оттисков. От качества тампона практически полностью зависит качество печати.

Формы для тампонной печати, как правило, плоские с углубленными печатными элементами. Иногда применяют формы с выпуклыми (для высокой печати) или плоскими (для офсетной печати) печатными элементами. Формы изготавливаются путем гравирования по металлу или с использованием специального фотополимера, который засвечивают через позитивную фотоформу. Те части фотополимера, на которые падал свет, полимеризуются и затвердевают, а те, которые находились под непрозрачными участками фотоформы, остаются незаполимеризованными, и фотополимер с этих участков вымывают в особых растворителях или водных растворах детергентов. На незасвеченных участках образуются углубления, которые в процессе печати заполняются краской. Эту краску тампон и переносит на запечатываемый предмет.

Станки для тампопечати, используемые в производстве заказных сувениров, чаще всего ручные или полуавтоматические с ручной подачей предметов. Как правило, на запечатываемый сувенир за один цикл наносят несколько красок - от одной до шести или даже восьми.

Краски для тампопечати могут быть очень плотными и насыщенными или, наоборот, прозрачными. К их выбору необходимо подойти с особой тщательностью: учитывать цвет предмета, плотность красочного слоя, рассмотреть необходимость нанесения дополнительного слоя белил в качестве фона или подложки под изображение.

В зависимости от характера декорируемой поверхности и требований к изображению, химический состав красок может быть разным. Ограничения накладывает и материал тампона: он должен хорошо переносить воздействие растворителей, содержащихся в краске, не деформироваться, не затвердевать.

Тиснение фольгой широко используется в производстве бумажно-беловых товаров - тех самых ежедневников, еженедельников, записных книжек, планингов и т. д., которые мы с удовольствием получаем к каждому Новому году. Тиснение золотом - древний способ отделки, его использовали для переплетов рукописных книг, для отделки кожаных изделий. Тиснение фольгой, которое заменило тиснение натуральным сусальным золотом, практически не отличается от него по виду, прекрасно выглядит и прочно держится как на натуральной, так и на искусственной коже. То же самое можно сказать о блинтовом (бескрасочном) и конгревном (рельефном) тиснении. Эффектно выглядит тиснение фольгой на тканях, картоне и особых видах бумаги, например, велюровой или бархатной.

Рис. 1
Для нанесения логотипов компаний использовался способ трафаретной печати (шелкография): применение кроющих красок делает изображение непрозрачным
Рис. 2
Тампонная печать отлично подходит для декорирования предметов сложной формы, например, ручек и футляров. Печать серебряной краской на прищепке имитирует тиснение фольгой

Тиснение фольгой широко используется для декорирования пластмасс. Чаще всего применяют металлическую фольгу (золотую и серебряную), а в последние годы - голографическую или псевдоголографическую (дифракционную). Мы видим тиснение не только на сувенирах - ручках, зажигалках и т. д., но и на панелях калькуляторов, радиоприемников, телевизоров и бытовых приборов, на различных футлярах, кожухах и пр.

Преимущества: эффектность, красивый стильный и «дорогой» вид, возможность декорировать мягкие материалы, большая площадь изображения, воспроизведение тонких линий, стойкость к внешним воздействиям.

Недостатки: дороговизна (для каждого изображения нужно изготавливать особый штамп), существенные отходы фольги, необходимость нагрева поверхности при выполнении тиснения, ограниченность выбора материала, невозможность декорировать хрупкие, легкоплавкие, деформирующиеся от нагрева и просто большие по размерам предметы. Подробнее о тиснении фольгой мы расскажем в одном из следующих номеров.

Рис. 3 Тампон во многом определяет качество тампопечати. В зависимости
от площади запечатываемой поверхности тампон может быть разного размера

Трафаретная печать - прекрасный способ декорирования самых разных материалов: от стекла, фарфора и керамики до дерева и текстиля. Таким образом можно напечатать яркие и выразительные многокрасочные изображения, но не фотографического качества. Толстые слои краски обеспечивают прекрасный изобразительный эффект. Возможно получение выпуклых элементов, если печатать УФ-красками или лаками. Трафаретные краски обладают хорошей адгезией ко многим материалам, что позволяет печатать на таких поверхностях, которые не поддаются запечатке другими способами. Подробно о возможностях трафаретной печати мы уже рассказывали (см. «Формат» №3, 2004 г.)

Преимущества: можно печатать на хрупких предметах (даже на ампулах), шероховатых поверхностях, наносить металлизированные, люминесцентные и другие особые краски, запечатывать как большие по площади изображения, так и малые (правда, на разных печатных машинах). Следует упомянуть также о том, что трафаретом можно запечатывать майки, бейсболки, ручки, зажигалки и т. п.: таким образом, изображения на всех этих сувенирах будут выглядеть идентично по цветам.

Недостатки: способом шелкографии нельзя печатать на предметах сложной формы, на громоздких предметах; поверхность не должна портиться при контакте с краской, содержащей растворители; не воспроизводятся очень мелкие точки и штрихи, есть существенные ограничения по печати растровых изображений.

Тампонная печать чаще других используется для декорирования сувениров и других предметов даже сложной формы. Тампонной, или тампопечатью, часто декорируют пластиковые и металлические ручки, зажигалки, игрушки и многие другие предметы, на которых нельзя печатать другими способами.

Тиражи тампонной печати - от нескольких сотен до нескольких тысяч предметов. По себестоимости оттиска тампопечать - один из самых экономичных способов (естественно, в зависимости от тиража).

Используя металлизированные краски, можно имитировать тиснение фольгой (рис. 2).

Дмитрий Лаврик,
«Альфа-Дизайн» (Москва)

О СРОКАХ И ЦЕНАХ

Сувениры принято дарить не только по случаю праздников, они заказываются для корпоративных мероприятий и нередко в последний момент. Поэтому вопрос сроков важен для многих заказчиков. Работа с поставщиками по официальным каналам сводит к минимуму риск срыва поставок сувениров и обеспечивает короткие сроки поставки: за долгие годы у нас уже отработана система логистики. Кроме того, являясь крупнейшим дилером нашего поставщика, мы имеем максимальную скидку на сувенирную продукцию, что позволяет нам предоставлять лучшие цены для наших клиентов.

Кружка по-прежнему считается популярным сувениром, что неудивительно. Помимо своей основной утилитарной функции, благодаря современным технологиям она может выглядеть весьма эстетично. Для нанесения изображения используется тампопечать, шелкография и деколь (справа). Последний способ позволяет создать рисунок почти фотографического качества, но при этом он дороже остальных. Использование красок с термоэффектом дает интересный результат: горячее содержимое нагревает кружку и на рисунке проявляется изображение
Beerdekel или, проще говоря, подставка под стаканы и кружки - не только атрибут баров и ресторанов, но и сувенир (слева). Он может быть любой формы, со скругленными или обычными углами. В массовом производстве он изготавливается из специального картона, но если beerdekel выполняет роль сувенира, например, в наборе с элитным алкоголем или настольным набором письменных принадлежностей, то используются еще и другие материалы. Основа, как правило, изготавливается из склеенных листов картона, лицевая сторона может быть из прессованной пробковой стружки или натуральной кожи. Для эксклюзивных образцов используется тиснение, например блинтовое, и золочение торцов. Оборотная сторона подставок выполнена из синтетического материала. Beerdekel можно сделать и из толстой натуральной кожи.

Рулетка - полезный сувенир, может быть и брелоком одновременно (справа). Нанести фирменную символику можно способом тампопечати на пластиковый корпус или на специально для этого предназначенное окошко.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»