на главную
о журнале
содержание
архив номеров
подписка
распространение
поиск по сайту
наш адрес

Формат №1
январь-февраль, 2005

Статьи из журнала Формат №1-2005

IPSA: ВЕСНА-2005
Репортаж с сувенирной выставки

СЧИТАЕМ ПОЛОСЫ
Сколько полос должно быть в издании?
ОБЪЕКТНЫЙ МУАР
Почему при печати от некоторых иллюстраций лучше отказаться?
ДЕЛАЕМ СУВЕНИР ФИРМЕННЫМ
Сувенир должен напоминать о том, кто его подарил. Как этого добиться?
Нюансы тампопечати
КАЛЬКА В ПОЛИГРАФИИ
Корпоративная печатная продукция гостиниц и отелей
Фантазия с учетом технологии
Дизайнерский элемент
Калька в «цифре»
КОНКУРС КАЛЕНДАРЕЙ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ОБРАЗЦОВАЯ ТИПОГРАФИЯ
Репортаж о предприятии

авторам реклама перепечатка english version
Практика
Нюансы тампопечати

Александр Хаимович
Шнайдер, типография
«Арес» (Москва)
Благодаря тампонной печати можно наносить светлую краску на темную поверхность, чего нельзя добиться в традиционном офсете. Однако основное преимущество этого способа - возможность нанесения изображения на криволинейные поверхности.

Форма. При печати на изделиях типа кружек, стаканов, новогодних игрушек могут возникать краевые искажения изображения: вместо квадрата вы увидите нечто, по форме напоминающее подушку. Происходит это из-за того, что тампон, при помощи которого наносится изображение, имеет сферическую форму, а, как известно, поверхность сферы невозможно распределить по плоскости (или цилиндру) без искажений.

Поэтому, разрабатывая макет для тампонной печати, нужно избегать квадратных или прямоугольных заливок, вертикальных или горизонтальных линий и других элементов, искажение которых будет слишком заметным. Наилучшим образом напечатаются элементы неправильной формы, круг или овал, текст.

Цвет. Как было сказано ранее, можно печатать светлой краской по темной поверхности. Но достичь полной непрозрачности краски удастся лишь при последовательном наложении нескольких слоев (печать в два и более ударов) или при наложении цветной краски на слой кроющих белил (сначала печатают белую плашку, по форме повторяющую логотип, а затем уже сам логотип). Оба варианта подразумевают дополнительные временные и финансовые затраты.

[ ДОПОЛНЕНИЕ ]

Лазерная гравировка

Поднимая тему декорирования сувенирной продукции нельзя не вспомнить и о таком способе, как лазерная гравировка. Он не имеет никакого отношения к полиграфии, но тем не менее о нем нельзя забывать, поскольку это, пожалуй, самый «модный» способ декорирования престижных корпоративных сувениров.

Для работы используется специальный станок с мощным лазерным источником и механизмом его развертки. Информацию станок получает из компьютера. И, с этой точки зрения, станок можно считать неким специальным «принтером». Лазерное излучение испаряет часть материала с поверхности изделия, и на нем остается нестираемый след. Таким способом лучше всего декорировать металлические сувениры. Сочетание полированного металла и матовой структуры самого рисунка выглядит очень благородно.

ИСТОРИЯ

С легкой руки французского полиграфиста Декальсье впервые тампопечать была использована в швейцарской часовой индустрии для нанесения изображения на циферблаты часов. Вплоть до 60-х гг. прошлого века для печати применялись желатиновые тампоны и медные клише. Метод тампонной печати использовался, главным образом, в Европе. Причина была проста: несовершенные, хрупкие желатиновые тампоны утрачивали способность к печати уже после нескольких оттисков. Проблему удалось решить в 1965 г., когда немецкий инженер Вилфрид Филипп создал надежный, гибкий и устойчивый к воздействию химикатов носитель - силиконовый тампон холодной вулканизации.

Именно это изобретение открыло новые перспективы для тампопечати. Если раньше для многоцветной тампопечати требовалось длительное время для высыхания каждой краски, то с силиконовым тампоном стало возможным использовать растворители и печатать «по сырому», не дожидаясь высыхания предыдущей краски.

В 1971 г. на выставке drupa в Дюссельдорфе была показана первая электромеханическая тампонная машина. До этого технологий для печати на объемных и изогнутых поверхностях просто не существовало. Первый крупный заказ на партию тампомашин пришел из Монтре (Швейцария), от производителя часов. Первая машина была отгружена заказчику спустя три месяца, а всего было заказано 100 машин. Так началось распространение тампонной печати во всем мире.

По материалам сайта www.tampo.ru

Для печати по темной поверхности оптимально использовать белую, серебряную или бронзовую краски и избегать растровых элементов, то есть печатать плашкой.

Размер. Принято считать, что размер изображения ограничен прежде всего размером клише конкретной печатной машины. На самом деле, это не так. Существуют некоторые рекомендации по размеру наносимых изображений, о них надо помнить разрабатывая макет:

  • для авторучек и других тонких цилиндров - длина не более 60 мм,
    ширина - 70% от диаметра изделия в запечатываемой зоне;

  • для плоских изделий - не более 70х70 мм;

  • для изделий цилиндрической/сферической формы большого
    радиуса кривизны - не более 60х60 мм.

[ КОММЕНТАРИЙ ]

Объемные этикетки: возможности производства

Сергей Иванович Пономарев,
директор, производственно-полигра-
фическая фирма «СэндэС» (Москва)

Накопленный в этой области опыт позволяет мне согласиться с автором статьи, рассказывающем о преимуществах объемной этикетки, и в то же время, высказать свое мнение по тем позициям, которые отнесены к недостаткам. Что касается сложности и дороговизны изделия. Сложности здесь столько же, сколько и в любом другом производственном процессе: ни больше, ни меньше, если имеешь все необходимое оборудование под рукой. К ценообразованию нельзя подходить с обычными мерками. Это этикетка другого уровня, и стоит она пока действительно дороже обычной наклейки. В большей степени это связано со стоимостью оборудования и смолы. Используя импортные смолы и автоматические линии, где смешение смолы и катализатора происходит в строго заданных пропорциях, мы получаем продукцию европейского уровня качества.

Кто сказал, что шильд должен быть только прямоугольным или круглым, диаметром 1, 2, 3... 5 см?
Объемная этикетка может быть любой формы и размера. Это зависит от пожелания заказчика,
его вкуса, дизайнерской проработки и выбранной технологии

Можно, конечно, сделать объемную этикетку и за «две копейки», заливая ее вручную, «на глазок», обычными медицинскими шприцами и дешевой эпоксидной смолой. Но тогда не стоит удивляться тому, что через некоторое время этикетка начнет коробиться, желтеть и отваливаться от изделия.

Сложилось мнение, что объемная этикетка должна быть маленького размера. Кто это определил? Наша фирма, например, заливает овальные этикетки на яхты и катера размером 20х30 см, и смотрятся они великолепно. Вообще, можно изготовить этикетку любого размера, главное - подобрать при этом верную технологию.

ДОПОЛНЕНИЕ

Есть еще один способ декорирования сувенирной продукции, который в статье не описан, - травление. Применяется для работы со стеклом. На изделие наносится специальный самоклеящийся трафарет (его изготавливают на режущем плоттере), после чего стекло подвергают травлению пастой на основе плавиковой кислоты. В месте воздействия кислоты на стекло последнее становится матовым.

Таким образом получают интересные графические эффекты. Нанесенный таким образом логотип выглядит очень солидно.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»