ОТ КИТЧА К ЦИВИЛИЗОВАННЫМ ФОРМАМ ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
|
Михаил Сенаторов,
генеральный директор,
«Офсетная типография 21»
«Цифровая типография 21»
[ Москва ] |
Мы занимаемся годовыми отчетами уже не первый год, и изменения, которые произошли с этим видом полиграфической продукции, совершенно очевидны. Если раньше компании стремились «пустить пыль в глаза», использовали сложную, даже вычурную, отделку, дорогие материалы, играли форматами, пытаясь найти нестандартные решения, то сегодня этот период экспериментов подошел к своему логическому завершению. В последние несколько лет наши акционерные общества придерживаются в изготовлении годовых отчетов европейских тенденций. Это отражается в более строгом, выдержанном в одном стиле дизайне, четко продуманной инфографике (составлении таблиц, диаграмм, графиков, схем). На первый план вышли понятия удобочитаемости, легкости нахождения деловой информации. В отделке также наблюдается сдержанность, разумный подход в использовании тех или иных полиграфических приемов. Однако с экономией это не имеет ничего общего. Скорее это вопрос статуса компании. Для большинства акционеров годовой отчет перестал быть предметом некого китча и является сегодня источником информации о результатах деятельности компании, каким, собственно, и должен быть. Тех, кто еще не пересмотрел свое отношение к исполнению годовых отчетов, кризис заставит задуматься.
В последнее время наметилась тенденция делать годовые отчеты в виде интернет-страниц. Доступ к ним запаролен, а «ключ» высылается акционерам. Вопрос только в том, готово ли руководство принять решение выполнить годовой отчет в электронной форме. Очевидно, что создать интернет-страницу дешевле. А при хорошо продуманной навигации по сайту и возможности выборочно просматривать интересующую информацию такой вариант отчета может оказаться гораздо удобнее для пользователя в плане осуществления поиска, нежели его печатная версия. Хотя для представителей полиграфических компаний это, безусловно, удар.
В общем объеме наших заказов годовые отчеты занимают небольшую часть, хотя мы с удовольствием беремся за их изготовление. Как правило, это всегда качественные и профессионально выполненные работы, которые приятно показывать. Хотя с точки зрения полиграфии, в их исполнении сейчас нет ничего сверхъестественного, ставка делается в основном на дизайн. На мой взгляд, руководствуясь тем соображением, что акционеры обычно сохраняют годовой отчет, было бы правильно разрабатывать концепцию этого документа для одной организации на несколько лет вперед. Прежде всего это будет работать на имидж компании, позволит создать единый узнаваемый стиль, избавит от разносортицы из форматов, цветов и материалов. Такие годовые отчеты будет удобно архивировать на полках, а партнеры и клиенты оценят подобную дальновидность. Совместно с креативной группой Graphic Productions мы можем предложить заказчикам полный цикл работ по созданию годовых отчетов — от разработки макета до полиграфического воплощения.
Наша типография работает как с российскими, так и зарубежными компаниями. Однако с точки зрения экономики делать годовой отчет выгоднее все же на месте. Мы пока проигрываем Западу по стоимости печати за счет высоких пошлин на бумагу, транспортных и таможенных расходов, — все это существенно отягощает смету. Российские компании, напротив, выигрывают в сроках изготовления, особенно когда на производство отчета отводится всего неделя.
Для срочных заказов мы можем использовать цифровую печать на HP Indigo 5500, хотя тиражи годовых отчетов (1500–2000 экз.) не совсем подходят для цифры. Несмотря на это, возможности цифровой машины даже в таком ответственном сегменте, как печать годовых отчетов, могут быть гораздо шире:
• Печать части тиража. Надо сказать, что к выполнению годовых отчетов компании подходят достаточно щепетильно. Как правило, процесс согласования и внесения изменений затягивается, это отодвигает момент сдачи заказа в типографию до предельных сроков, и на его печать практически не остается времени. В случае, когда эти сроки очень сжаты, а срочно требуется выполнить несколько десятков экземпляров годового отчета, например, для предстоящего совета директоров, цифровая печать — оптимально подходящий вариант. И у нас уже был подобный опыт работы.
• Изготовление сигнального экземпляра. Прежде чем запустить тираж в производство, можно выполнить сигнальный экземпляр для утверждения его у заказчика. Это не слишком распространенная практика, но весьма удобная. Клиент может предварительно убедиться в правильности исполнения годового отчета и в том, что все его требования учтены. А для типографии это исключает возможные разногласия с заказчиком, поскольку «сигнал» будет служить образцом для последующего тиражирования.
• Персонализация. На цифровой машине есть возможность выполнить персонализированные годовые отчеты, например, для основных акционеров компании. Если каждый член совета директоров получит экземпляр отчета с личным обращением, это подчеркнет значимое отношение к нему самой компании, солидность и имидж фирмы.
Мы стараемся всегда учитывать вкусы и пожелания своих клиентов, предоставляя им достаточно широкий выбор услуг, чтобы сделать работу с нами максимально эффективной, легкой и приятной.
|
|
Годовой отчет банка со сложной вырубной клапанной обложкой и скреплением блока на спираль |
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ — РЕДКИЙ ФОРМАТ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНА
Такое понятие как «дизайн годового отчета» появилось сравнительно недавно. Еще лет восемь назад мало кто себе представлял, как работать в этом направлении. Для любого акционерного общества подготовка годового отчета — это его обязанность. Однако понимание того, что этот, по сути, основной финансовый документ еще нужно неким образом оформлять, пришло постепенно.
В России не было традиции составления годового отчета, поэтому в период появления больших возможностей, в том числе полиграфических, использовали все, что только было доступно. В изготовлении годовых отчетов испробовали и разные материалы, и способы производства, и виды отделки. Их могли обрамлять в деревянные шкатулки или преподносить в ящиках со стружкой и т. д. Зачастую они были больше похожи на сувенирную продукцию. Сейчас пришло понимание, что «несерьезный» дизайн не способствует восприятию компании, особенно финансовой, всерьез.
Современное исполнение годовых отчетов резко отличается от того, что наблюдалось лет пять назад. Многие дизайн-студии за это время повысили свой уровень, компании научились вычленять важное —правильно доносить информацию до своего круга клиентов. Не могу сказать, что сегодня годовые отчеты выдерживаются в чисто деловом формате, но в их исполнении явно прослеживается влияние западной школы и мировых трендов в дизайне. В годовом отчете стараются гармонично соединить документ бухгалтерской отчетности и имиджевый буклет. С одной стороны, дизайн не должен перебивать сути самого годового отчета, а с другой — при всем прагматичном и рациональном подходе никто не пренебрегает разработкой креативной концепции, поскольку, безусловно, каждая компания стремится чем-то удивить, донести, в частности, и с помощью дизайна, некую идею.
При создании дизайна годового отчета мы прежде всего исходим из требований самого клиента. Цели могут быть разные. Для одних компаний важно, чтобы их годовой отчет представлял собой предмет креативной мысли и завоевал призы и награды дизайнерских и рейтинговых конкурсов. В этом случае отчет становится инструментом пиара. Для других приоритетом является четкость подачи информации, детальная проработка графики, возможность максимально доступно донести миссию компании. Соответственно, эта задача и решается по-другому. В любом случае профессия дизайнера обязывает, используя знание графики, верстки, правил составления композиции и соблюдения пропорций, создать такой макет издания, который потом будет приятно держать в руках.
Надо отметить, в этом году мы ощутили дефицит в заказах на годовые отчеты, поскольку некоторые компании перешли на самостоятельный дизайн и макетирование. Скорее всего это объясняется экономией в сегодняшних условиях рынка. Не секрет, что большая часть бюджета такого проекта закладывается именно на креатив. Тем не менее, если серьезно подходить к разработке годового отчета, то одному человеку с этим справиться не под силу. Самое главное в этом проекте — придумать концепцию. Над эскизной частью у нас, как правило, трудятся два дизайнера. Это дает заказчику возможность выбора из нескольких отличных друг от друга макетов. Помимо этого, работа над годовым отчетом требует услуг копирайтера, корректора, редактора, иллюстратора. Очень важны функции менеджера проекта, который непосредственно общается с клиентом, отвечает за предоставление всех материалов, следит за выполнением сроков, согласовывает проект. Если все эти задачи переложить на одного сотрудника, то надеяться на качественный результат не приходится. Для компании собрать такую команду будет почти невозможно. А потом, я считаю, каждый должен заниматься своим делом.
Нашим заказчикам мы можем также порекомендовать воспользоваться услугами «Офсетной типографии №21». Полиграфия и дизайн — два направления нашего бизнеса, но существующие автономно. Если клиент выбирает одновременно с дизайном еще и печать, для него появляются дополнительные преимущества. Мы всегда осведомлены о тех материалах, которыми располагает на данный момент типография; еще на этапе утверждения концепции в состоянии представить макет таким, каким он будет в тираже (сфальцованным, склеенным и т. д.). Когда мы берем на себя обязательства по выполнению комплекса услуг, включая и печать, то можем обеспечить большую мобильность, оперативность и контроль над проектом. Мы считаем, что такое партнерство оправдано. Не правильно, когда дизайн-студия организуется при типографии. Она превращается в мастерскую, исчезает творческое начало.
Для дизайн-студии заказ на годовой отчет дает возможность показать свой потенциал, повысить профессиональный уровень. Годовой отчет, на мой взгляд, это тот редкий формат современного дизайна, в котором можно проявить мастерство именно как дизайнера книги. Для такой дизайн-студии как наша, это хороший способ доказать себе, коллегам по цеху и клиенту, чего мы стоим на самом деле.
Евгений Малышев,
креативный директор, креативная группа Graphic Productions [ Москва ] |
|
|