МЕСТО ПЕЧАТИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ?
Вопрос, где печатать полиграфическую продукцию, в последние лет 15 поднимался достаточно регулярно. Так сложилось, что большинство крупных российских издателей размещают заказы на печать своих журналов за пределами нашей страны. Что интересно, в разное время аргументы в пользу такого решения приводились различные. На заре появления в нашей стране «новой периодики» («новой» в смысле отличной от старой советской) аргументы отсутствовали вовсе. Годы перестройки и перехода к капиталистическим отношениям практически убили крупное полиграфическое производство в России. Печатать журналы на достойном уровне было просто негде. И когда в начале 1990-х гг. у нас стали появляться известные глянцевые журналы, вопрос, где их печатать, не поднимался в принципе. Одним из первых была русскоязычная Burda, которую печатали там же, где и другие европейские версии этого журнала — в Германии. Потом постепенно появились и другие ведущие мировые издания с тем же подходом. Разумеется, по-европейски хорошо отпечатанные журналы выгодно отличались от того, что в то время издавалось у нас. В результате в сознании многих издателей четко закрепилось: хочешь хорошо печататься — печатайся в Европе. Да к тому же отдельные издатели знали, что очень ограниченное количество советских журналов даже во времена СССР печатались в соседней Финляндии, хотя это и не афишировалось.
|
Часть этих глянцевых изданий отпечатана в России, часть — за рубежом. Определить, какие где, не сможет даже специалист очень высокого уровня. Мы пробовали это проверить… |
По примеру ведущих европейских изданий в Европе начали печататься и исконно российские журналы, например, всем известный «Огонек», который к началу 90-х гг. достиг пика своей популярности. Соответственно, вновь созданные российские издательства также старались при первой возможности переводить производство за рубеж — в нашей стране просто не было предприятий, которые могли бы печатать дорогие, или, как сейчас говорят, «глянцевые» журналы на рулонных машинах средними и большими тиражами. Более того, и первый номер нашего журнала «Курсив» также был отпечатан в Финляндии (впрочем, все последующие уже выпускались на российской производственной базе).
В итоге все это привело к тому, что существенная доля российских СМИ печатается в Европе. Точных цифр, по всей видимости, не знает никто, но по разным оценкам российские издатели ежегодно тратят на производство периодических изданий за рубежом от 800 млн до 1 млрд евро. И эта цифра стабильна на протяжении нескольких лет (впрочем, что будет по итогам 2009 г. не известно). Если учесть, что весь объем российской полиграфии (всей полиграфии как отрасли, а не только печати журналов) оценивается в 4–4,5 млрд евро, то примерно пятая часть всей полиграфической отрасли ушла в другие страны. Объективно ли такое положение дел, попробуем разобраться.
Для чего издатели выводят производство за рубеж? Даже сейчас, когда у нас уже работают полиграфические предприятия мирового уровня, где печатаются многие мировые издания. Однако далеко не все. Причины, по которым до сих пор заказы передаются в зарубежные типографии, по мнению издателей, примерно следующие:
• Качество печати там выше, стабильнее и более предсказуемо, чем у нас. В общем-то вопрос спорный. Этот довод скорее дань сформировавшимся традициям. Некоторые наши ведущие предприятия печатают ничуть не хуже, а порой, рискнем предположить, что и лучше многих типографий в Европе.
• Европейские типографии работают оперативнее, чем российские. Также слабый довод. Да, есть у нас предприятия, у которых понятие «срок исполнения» прописан в «технологических инструкциях» двадцатилетней давности. Если ему следовать, то журнал нужно делать недели две — не меньше, быстрее не получится. Но новые современные полиграфические предприятия работают вполне на уровне европейских конкурентов. Более того, срок производства в европейских типографиях по определению должен быть выше, поскольку, помимо технологии, все равно будет транспортно-таможенная эпопея, которая съест минимум два–три дня в зависимости от страны.
• В европейских типографиях введены стандарты ISO. Это верно только отчасти. Далеко не во всех европейских типографиях, где печатаются наши издания, эти стандарты введены. Но, правда, их там постепенно внедряют. Впрочем, делают это и у нас. Так что скоро можно ожидать сертификации ряда российских ведущих типографий по стандартам ISO.
• В Европе производство обходится дешевле. Это единственный на первый взгляд весомый аргумент. Там существенно дешевле бумага и расходные материалы (в связи с отсутствием на них таможенных платежей и НДС при импорте). Дешевле заемные деньги (которые отражаются в величине амортизационных отчислений на оборудование и в конечном счете оказываются в себестоимости продукции). Но при этом в Европе выше заработная плата, дороже энергоресурсы, да и доставка должна стоить денег. Так что вопрос цены скорее всего может быть урегулирован при желании перевести печать из Европы в Россию.
• Европа работает культурнее. А вот с этим, пожалуй, полностью согласимся. Там уже давно введен институт персональных менеджеров, ответственных за того или иного клиента. Причем его задача — решать практически любые запросы и пожелания клиента. Типография постоянно совершенствуется, причем как по запросу заказчика, так и в опережение его, придумывая и разрабатывая различные виды продукции, приемы работы и т. д. Об этом всегда своевременно оповещаются клиенты теми же персональными менеджерами. В Европе не бывает так, что кто-то чего-то не знает, забыл или недоделал. Все графики работ, договоренности и спецусловия выполняются с точностью до минуты. Автору этих строк не раз приходилось приезжать на печать различной полиграфической продукции в ведущие типографии Европы. И если сказали, что печать начнется в 12 ч 15 мин, то явиться нужно за пять минут до этого. Бригада уже будет ждать и нервничать. И ровно в назначенное время печать начнется. Это факт. А это добавляет издателю спокойствия за свои заказы. У нас же в типографиях все пока далеко не так. Время — понятие растяжимое…
Но тем не менее вопрос печати в нашей стране стоит уже совсем не так, как 10–15 лет назад. Мы уже все можем. Конечно, есть к чему стремиться, над чем работать. Но важно понимать, что отрасль качественно изменилась. Производственные мощности, способные сделать полиграфическую продукцию на мировом уровне, у нас уже есть. Нужно ли издателю переводить свое производство в Россию — это вопрос, на который может ответить только он сам. Международного разделения труда никто не отменял, это в принципе нормально. Другое дело, что живем-то мы в России и, по всей видимости, многие собираются делать это и дальше. Да, наверное, жить в Европе лучше, чем у нас. Но это происходит в том числе и потому, что мы же сами вывозим из России деньги, размещая заказы в других странах. Впрочем, эти высокие слова никого ни к чему не обязывают. Печататься будут там, где это в данный момент выгоднее. И никакие призывы ситуацию не изменят. Не изменят ее и государственные программы. Вряд ли как-то повлияет и отмена таможенных пошлин на бумагу. Должна быть добрая воля. И нам кажется, что уже сейчас место печати менять можно!
РОССИЯ — ПОЛИГРАФИЧЕСКАЯ СТРАНА
В настоящий момент Россия занимает далеко не первое место в мире по объему потребления полиграфической продукции на душу населения. Прямо скажем, ближе к концу списка. Если в ведущих странах этот показатель составляет 250–300 кг на душу населения в год, то у нас чуть больше 50 кг. Именно такие цифры озвучил в своем докладе заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям В. В. Григорьев. Эти цифры за 2008 г. впечатляют. Лидерами, насколько известно, являются США и Япония, у которых этот показатель составляет около 320 кг, впрочем, в США все же чуть больше. Но для России показатель 50 кг — бесспорный прогресс. Это почти уравнивает нас с беднейшими странами Евросоюза, а ведь еще в начале текущего века этот показатель был на уровне 20–25 кг, как, к примеру, в Венесуэле или Кении. Но это потребление бумаги.
А вот сколько потребленной бумаги на самом деле запечатывается в России? Точно не известно. Некоторые оценки, конечно, есть, но суть не в этом. Даже сейчас существенная доля потребленной бумаги «приехала» к нам из-за рубежа в виде журналов, упаковки, книг и даже беловой или рекламной продукции…
А ведь были другие времена. Достаточно вспомнить известного русского издателя и типографа Ивана Дмитриевича Сытина, типография которого ежегодно выпускала десятки миллионов экземпляров полиграфической продукции. И было это еще до переворота 1917 г., когда печатная техника была совсем другой. И продукция у него была совсем не простая: книги, справочники, календари, детская литература (в том числе и цветная, см. рис.), учебники и произведения русских писателей. Типография И. Д. Сытина была известна далеко за пределами Москвы и даже России. Продукцию в ней печатали не только для России, но и многих соседних стран, включая Прибалтику, Польшу, Болгарию, да и ту же Финляндию. Но это было давно… И все же хочется верить, что российская полиграфия сможет пережить трудные времена, и все наше потребление бумаги будет «нашего происхождения». Кстати, чтобы уточнить цифры, сообщим, что объем потребления туалетной бумаги в нашей стране составляет не более 2 кг в год, так что все основное потребление — это все же полиграфия.
|
ЧЕГО МЫ ПОКА НЕ МОЖЕМ…
Нет сомнений, что полиграфическая отрасль в нашей стране прогрессирует быстрыми темпами (по крайней мере, делала это до наступления кризиса). За прошедшие 20 лет индустрия полностью изменилась. И сейчас уже нет такой полиграфической продукции, которую мы не могли бы изготовить в нашей стране. Или все же есть? Может быть, верны доводы ряда заказчиков, размещающих производство своей продукции за рубежом, и мы действительно многого не можем. Попробуем разобраться.
Издательская глубокая печать. Есть такой способ производства периодики — глубокая печать. Он обладает рядом преимуществ перед офсетом при изготовлении недорогих изданий большими и очень большими тиражами. Причины можно описывать долго, они в основном технологического характера, но главное здесь не в этом. Глубокой печатью можно изготовлять дешевые цветные издания на очень тонкой бумаге (в офсете на такой бумаге работать очень сложно или даже невозможно вовсе). При этом специфика глубокой печати состоит в том, что даже на такой тонкой бумаге можно сравнительно легко получать цветную печать, что называется «журнального качества», причем очень быстро. Машины глубокой печати в силу своей относительной простоты могут работать на больших скоростях, чем офсетные. Кроме того, они зачастую большего формата. Поэтому изделие получается еще и дешевле, чем при офсете. В связи с этим многие издатели, специализирующиеся на недорогих цветных журналах, печатают их за рубежом на машинах глубокой печати. И здесь аргументов о переводе печати в Россию привести невозможно. В России нет журнальной глубокой печати.
Что интересно, она в нашей стране была и успешно применялась еще во времена Советского Союза. В типографии «Правда» (ныне «Пресса») был целый корпус глубокой печати, где массовыми тиражами печатались всесоюзные издания («Работница», «Крестьянка», «Огонек» и другие). Но с развалом СССР как-то случайно развалилось и это производство. Были попытки его возродить, но они пока успехом не увенчались. Так что в настоящее время альтернативы глубокой печати в нашей стране нет. Вернее так — нет в виде самой глубокой печати. Но зато уже есть опыт перевода, по крайней мере, одного массового еженедельника (правда, пока в виде половины тиража) с финской глубокой печати на наш отечественный офсет (в «Первом полиграфическом комбинате»). И все получилось. Так что при желании печататься в России даже такой аргумент, как «отсутствие нужной технологии», вполне можно преодолеть.
|
|