КАТАЛОГ — ВЕЧНЫЙ СПУТНИК ТОРГОВЛИ
Всовременных условиях для многих компаний корпоративный каталог стал ключевым (а для некоторых и единственным) видом рекламной печатной продукции для продвижения и позиционирования себя на рынке. Сегодня каталог — это один из влиятельных средств маркетинга, доказавший свою эффективность в области рекламы, торговли, создания или повышения имиджа фирмы. Само наличие каталога уже свидетельствует о стабильном развитии компании и многообразии ее предложений.
Ошибочно полагать, что издание каталогов — прерогатива современного бизнеса. Первый в мире каталог был отпечатан в Чикаго еще в 1872 г., когда предприимчивый Аарон Монтгомери, в последствии владелец компании Aaron Montgomery Ward, решил распродать залежавшийся сезонный товар. Он разослал потенциальным покупателям по почте список этих товаров с инструкцией по их заказу. Результат не заставил себя долго ждать. Таким образом, каталоги появились как одна из форм торговли и тесно связаны с возникновением почтового сообщения.
Своя история каталогов есть и в России. Первые посылторговые компании появились у нас в 70–80 гг. XIX в. Одной из крупных была основанная в Санкт-Петербурге фирма «Александр», которая продолжительное время оставалась лидером посылочной торговли. Примерно в это же время здесь осуществляла свою деятельность крупная бельгийская компания «Мюр и Мерилиз», основанная коммерсантами Арчибальдом Мерилизом и Эндрю Мюром. В 1880-х гг. компания переехала в Москву, где через пять лет открыла оптовый магазин дамских шляп и галантереи, а затем перешла на торговлю в розницу и первой в России открыла универсальный магазин для людей среднего класса (сейчас в этом здании находится ЦУМ). В начале ХХ в. торговля по каталогам приобрела всеобщую популярность. К 1913 г. на рынке российской дистанционной торговли уже было порядка 300 компаний, располагавшихся в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других крупных городах. В том же году было проведено статистическое исследование, которое показало, что в стране со 140-миллионным населением 9 млн россиян совершили покупку по почте.
|
|
Разворот каталога ювелирных изделий — 1895 г. |
Каталог товаров для любителей шитья — 1912 г. |
В советское время торговля по каталогам потеряла свою былую популярность из-за образования постоянного товарного дефицита. На рынке тогда всего несколько компаний предлагали подобную услугу. Среди них «Посылторг», «Внешпосылторг», «Книга почтой» и «Семена почтой». Они предлагали для продажи достаточно непопулярные товары, которые и так можно было приобрести в любом розничном магазине.
Новый виток развития торговля по каталогам в России получила в начале 1990-х гг. с появлением свободного рынка, и соответственно, расширением товарного ассортимента и возможностью предлагать уникальные товары. С 1993 г. появились полноценные каталоги фирм «Книга-сервис» и «Бета-сервис». Последняя называется сегодня «Мир книги» и издает одноименный книжный каталог.
В настоящее время в мире насчитывается около 8500 наименований каталогов, издаваемых общим тиражом 14 млрд экз. При этом в России только около 40 компаний осуществляют почтовую торговлю по каталогам, общий тираж которых составляет 42 млн экз. По экспертным оценкам, в течение последних лет темпы роста посылочной торговли в России составляли 30–35% в год. Тем не менее сегмент внутренней каталожной торговли в нашей стране остается еще недостаточно развитым. По сравнению с европейскими странами, где по каталогам продается практически любой товар, у нас весь рынок заказа товаров по почте составляет около 0,2% от общего объема розничных продаж. Это дает почву западным фирмам каталожной торговли, преимущественно из Германии, Финляндии, Франции, завоевывать российский рынок. Несмотря на то, что каталогам в России пока не очень доверяют и предпочитают делать покупки в магазинах, многие аналитики уверены в перспективах развития направления каталожной торговли и появлении большего количества отечественных компаний в данном сегменте рынка. К этому располагает большая протяженность страны, удаленность регионов друг от друга, да и отсутствие серьезной конкуренции.
Надо сказать, понятие «каталог» постепенно расширило границы. Помимо каталогов, предназначенных непосредственно для заказа по ним товаров, появились и многие другие. Сейчас практически каждая компания, предлагающая не только товары, но и услуги, выпускает информационные, имиджевые, рекламные каталоги, которые носят скорее ознакомительный характер, нежели являются торговым инструментом.
|
|
|
Страницы каталога новогодних товаров — 1952 г. |
Один из первых полностью цветных «модных» каталогов — 1969 г. |
|