ЦИФРОВАЯ
ПЕЧАТЬ ИЛИ ОФСЕТ?
Оба способа печати
популярны сегодня. Есть ли ответ на вопрос,
что лучше?
Победоносное
шествие цифровой печати продолжается:
с каждым годом увеличивается количество
печатных салонов, а производители
оборудования продолжают совершенствовать
машины. Однако споры относительно
«цифры» и офсета не утихают. |
Полноценная
цифровая печать появилась на рынке всего
лишь 10 лет назад, но за это время уже
сломано много копий в войне «кто лучше
печатает?» На начальном этапе развития
цифровой печати этот вопрос ставился только
производителями цифровых печатных машин,
да и то в концепции: «мы печатаем не хуже,
почти так же, как офсет!» На том этапе
развития стояла единственная задача -
добиться схожих с офсетом результатов.
В противном случае у цифровой печати вообще
не было бы шансов на развитие в области
полиграфии.
С тех пор ситуация существенно изменилась.
Сейчас лучшие модели цифровых машин печатают
не только не хуже, но порой и лучше привычных
офсетных. При этом имеют одно заметное
преимущество: цифровую машину необходимо
отладить один раз (да и то с помощью инженеров
поставщика оборудования), после чего она
работает более или менее стабильно изо
дня в день. Никаких «приладок» на каждый
тираж здесь не требуется. В офсете каждый
новый заказ - новая задача, и решать ее
будет печатник, основываясь на своем опыте
и квалификации. К сожалению, не во всех
типографиях и не всегда может оказаться
опытный и относящийся с душой к работе
печатник.
[ КОММЕНТАРИЙ ]
И все же
разница есть
Качество
готовой продукции - это сложная
интегральная характеристика, более
того, она сугубо индивидуальна для
каждого человека. Тем не менее,
есть общепринятые нормы и параметры,
по которым оценивается качество.
В основном материале было сказано,
что качество изделий у цифровой
и офсетной печати практически одинаковое.
Вот об этом «практически» и поговорим.
Как
правило, цифровые типографии помимо
печатной машины, имеют небольшое
количество дополнительного оборудования,
в первую очередь - отделочного,
и за счет отделки иногда может страдать
качество готовой продукции. Ранее
упоминались некоторые проблемы с
фальцовкой и лакированием, но на
этом перечень не заканчивается.
Зачастую типографии, специализирующиеся
исключительно на «цифре», держат
у себя легкие полуофисные средства
для подборки блока, шитья, обрезки
и т. д. Такое оборудование не обеспечивает
высокого уровня брошюровочных процессов
и, как следствие, изготовленный
на них буклет может получится необжатым,
«рыхлым», как на приведенной здесь
иллюстрации. Кроме того, у подобных
систем больше вероятность ошибки
в подборке. То же самое и с системами
клеевого бесшвейного скрепления.
Качество склейки блока на недорогих
машинах КБС, предназначенных для
печатных салонов, ниже, чем на профессиональном
полиграфическом оборудовании. Здесь
надо отметить, что если оттиски
с цифровой машины обрабатывать на
профессиональном полиграфическом
оборудовании (так обычно поступают
предприятия, имеющие у себя и традиционную,
и цифровую технику), то качество
готового изделия уже не будет отличаться
от изготовленного на офсете.
[ КОММЕНТАРИЙ
]
Андрей Самойлов,
технический директор,
типография NexPrint (Москва)
Оба
способа печати в настоящее время
позволяют получить сопоставимое
качество как по цветопередаче, так
и по воспроизведению сложных графических
элементов. Основное их различие
- в себестоимости и ограничении
максимального печатного формата
листовых цифровых машин. Кроме того,
цифровые печатные машины работают
с теми тонерами (красками), которые
предназначены для данной модели,
и в большинстве случаев позволяют
печатать только триадными цветами.
Основной критерий - это тираж,
в данном случае «точка разрыва»
- 200-250 экз. Кроме того, на «цифру»
идут тиражи с переменными данными.
В нашей типографии, где существует
возможность выбирать способ печати,
не редки случаи, когда заказчик
просит напечатать именно на цифровом
оборудовании даже пограничные с
точки зрения рентабельности тиражи,
мотивируя это тем, что ему нравится
качество нашей «цифры» и он хочет
печататься только на ней. То есть
предпочтение цифровой печати отдается
не только по тем критериям, которые
обуславливают применение цифровой
печати (сроки, переменные данные,
печать по требованию и пр.), но
и по качеству воспроизведения.
На сегодняшний день заказчикам,
чутко реагирующим на требования
рынка и ведущим активную маркетинговую
жизнь, нет смысла ограничивать себя
одним из способов печати, практика
работы типографии NexPrint показывает,
что оба способа печати актуальны,
востребованы и удачно дополняют
друг друга.
|
Теоретически «цифра» обеспечивает более
стабильное качество печати, а офсет, в
силу своей специфики, лучше справляется
со сложными заказами.
Сегодня можно говорить о том, что качество
печати и у одной, и у второй технологии
практически одинаково. Что касается отделки
продукции, то и здесь существенной разницы
нет, хотя при использовании цифровой печати
могут возникнуть проблемы при фальцовке,
лакировании или ламинировании печатной
продукции.
Впрочем, делать выбор между цифровой
и традиционной типографией по описанным
критериям вряд ли целесообразно. Критерии
здесь совсем другие.
В первую очередь встает вопрос стоимости
производства. Из-за особенностей технологии
напечатать на офсетной машине 10 или 100
оттисков, конечно, можно, но при этом
придется потратить 15–50 мин на подготовку
машины к печати, да еще извести в макулатуру
несколько сотен листов бумаги. В результате
те самые 10 или 100 листов станут буквально
«золотыми». Зато при удлинении тиража
стоимость оттиска быстро падает и становится
существенно ниже оттиска с цифровой машины.
В «цифре» цена экземпляра стабильна и
мало зависит от количества отпечатков.
Хотя она выше при больших тиражах, тем
не менее малые тиражи печатать «цифрой»
гораздо выгоднее.
Сроки производства. Оттиски с цифровой
машины не надо сушить. Более того, многие
цифровые машины печатают двустороннюю
продукцию. А это значит, что такие оттиски
можно сразу отправлять на послепечатную
обработку или отделку. В итоге сроки производства
сильно сокращаются. Если же при этом учесть,
что тиражи на «цифре» обычно невелики,
получается, отдельные виды продукции могут
быть изготовлены буквально «в присутствии
заказчика» - для некоторых изданий это
может быть важным аргументом.
В заключение отметим следующее: офсет
и «цифру» не нужно сравнивать между собой
- эти виды тиражирования, как правило,
решают разные задачи. Более того, во многих
предприятиях они прекрасно дополняют друг
друга. Выбирая типографию, заказчик должен
учесть вышеперечисленные критерии. Средние
и большие типовые тиражи продукции следует
сдавать в офсетную типографию, а короткие,
срочные персонализированные, или, например,
пробные тиражи больших заказов - в цифровой
печатный салон.
Вопрос, где лучше печатать, вообще не
очень корректен в силу разных задач предприятий.
Что касается качества итоговой продукции,
то здесь разницы практически нет: могут
и на традиционном офсете сделать неважно,
может и «цифра» выглядеть превосходно.
|