«ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ»
ОБЛОЖКА ЖУРНАЛА
Один из способов
выделить издание среди других на месте
продажи -
использовать дополнительные краски при
печати обложки
Обложка журнала
призвана рекламировать его содержание.
Ее задача - выделить издание из множества
других на полках магазинов. Один из
путей - сделать «лицо» журнала необычным
с помощью дополнительных красок. |
|
Игорь
Вячеславович Щеголев,
технолог, типография
«Алмаз - Пресс» (Москва) |
Использование
дополнительных технологи-ческих процессов
при изготовлении и отделке журнальных
обложек в последнее время стало носить
повсеместных характер. Мало кто из издателей
может сегодня позволить себе выпустить
на рынок журнал с обложкой, напечатанной
только в четыре краски или без УФ-лакирования.
К редкому типу изданий в основном относятся
отраслевые, ведомственные, научные и другие
малобюджетные журналы, не заботящиеся
о продаже через системы распространения,
имеющие ограниченный, но постоянный круг
читателей.
[
СЛОВАРЬ ]
Треппинг
- перекрывание контуров двух смежных
цветовых областей, которое обеспечивает
состыковку контуров на оттиске в
процессе многокрасочной печати.
Треппинг позволяет избежать появления
белых зазоров между текстом и фоном. |
Другое дело, когда издательство выпускает
массовый журнал по интересной для большой
группы читателей тематике, например журнал
для женщин. Таких изданий на рынке пруд
пруди. Как выделиться в «серой» массе
глянцевых журналов? Есть несколько способов:
- повысить качество публикуемого материала,
пригласить известных
или талантливых авторов, фотографов
и т. п.;
- проводить конкурсы и лотереи в рамках
издания (естественно, с призами,
потому что без призов никто участвовать
не будет);
- сделать более привлекательной и выделяющейся
обложку журнала.
Ну, а теперь подумайте, какой способ
чаще всего выбирают издательства глянцевых
журналов. Конечно, самый простой и дешевый
- дополнительное оформление первой полосы
обложки.
Покупая то или иное издание, потребитель
ориентируется на собственный опыт или
советы друзей, если же эти факторы отсутствуют
- на визуальное восприятие объекта, то
есть на обложку издания, особенно когда
нет возможности ознакомится с содержанием
журнала. А такой возможности, как правило,
не предоставляется, так как почти все
современные глянцевые журналы упаковываются
в полиэтелиен.
Существует несколько вариантов улучшения
внешнего вида издания:
- применение в оформлении обложки ярких,
запоминающихся, привлекающих внимание
красок;
- лакирование внешней (лицевой) стороны
обложки УФ-лаком;
- печать обложек УФ-красками;
- применение выборочного лакирования
с глиттерами;
- тиснение фольгой;
- использование HiFi-технологий: способов
многокрасочного цветосинтеза (Hexachrome,
Opaltone);
- стохастическое растрирование или
применение различных видов нетрадиционных
растров (например, линейных) и т. п.;
- украшение обложек ювелирными изделиями
(брилиантами обложку не испортишь).
Из всех перечисленных способов мы рассмотрим
в статье самый доступный и распространенный
- применение в оформлении обложки дополнительных
красок, нетриадных, спотовых цветов.
|
|
(а) |
(б) |
Самые
простые варианты декорирования первой
обложки журналов. Использование
флуоресцентных красок системы Pantone
(а) позволяет сделать часть изображения
первой страницы очень ярким и бросающимся
в глаза. Проще всего таким образом
выделить логотип издания и отдельные
«свистки». Несколько сложнее использовать
такую краску для фона полутонового
изображения. Такой подход к оформлению
обложки довольно эффективен и не
очень дорог, но, к сожалению, сейчас
используется повсеместно, а потому
неслишком удивит покупателей.
Несколько лучше «работает» на обложке
металлизированный Pantone (б), особенно
в сочетании с другими Pantone-цветами,
например флуоресцентными. Впрочем,
использование двух дополнительных
красок усложняет (и, следовательно,
удорожает) производство, да и сами
металлизированные краски заметно
дороже обычных. |
Нетриадные цвета
|
Интересное решение:
синий цвет одежды
усилен флуоресцентной пурпурной
краской |
Для
получения красок нетриадных цветов разработаны
специальные цветовые системы. Существует
их довольно много: HKS, Dic, Toyo, Trumatch,
Focoltone, Pan-tone. В России важнейшей
является цветовая система смешения Pantone.
Со полной уверенностью можно заявить,
что все без исключения приличные типографии
и каждая среднего уровня имеют и пользуются
именно этой системой. Ее широкое распространение
не только в России, но и во всем мире
не случайно. Цветовая система смешения
Pantone отличается огромным ассортиментом
цветов, удобной систематизацией и отличной
технологической поддержкой. Но самое главное
- краски базовых цветов Pantone производятся
всеми и продаются везде.
Система Pantone состоит из различных
палитр - наборов (вееров) цветов, которые
можно получить, смешивая краски базовых
цветов данной палитры. Каждый цвет имеет
свой индивидуальный номер и суффикс (C
- мелованная глянцевая бумага, U - немелованная
бумага, М - матовая мелованная бумага),
благодаря чему можно точно идентифицировать
цвет «пантона» на любой стадии технологического
процесса изготовления издания.
Рассмотрим, как краски можно использовать
для оформления обложек.
[ СПРАВКА ]
Правила
пользования цветами системы Pantone
При
желании заказать продукцию с дополнительными
цветами Pantone необходимо придерживаться
определенных правил:
- название выбранного «пантона»
должно точно соответствовать его
названию в каталоге или веере;
- желательно указывать, по какому
из перечисленных выше вееров или
каталогов, вы выбирали цвет «пантона»
(причем этот веер или каталог
должен быть в типографии);
- часто некоторые цвета в веере
издательства не совпадают с цветами
в веере типографии. Это происходит
по нескольким причинам. Во-первых,
вееры Pantone выпускаются не только
компанией Pantone, но и рядом
других фирм, не особо заботящихся
о качестве своей продукции, да
и по цене веера отличаются во
много раз. Естественно, дешевые
веера часто грешат значительными
отклонениями от эталона. Во-вторых,
срок использования вееров не бесконечный:
при малоинтенсивной работе - максимум
3 года, а при интенсивной (в типографии)
- 1 год. За этот период происходит
не только механическое изнашивание
(истирание), но и химическое выцветание
красок веера. Поэтому, если есть
возможность периодически сравнивать
выбранные цвета в вашем веере
с типографским, обязательно делайте
это;
- если цвет можно воспроизвести
триадными красками, не надо применять
дополнительные. Здесь следует
руководствоваться принципом: «Если
можешь напечатать цвет обычными
триадными красками, так печатай!»
Большое количество дополнительных
красок значительно усложняет технологический
процесс производства продукции
и зачастую приводит к снижению
качества изделия;
- пастельные цвета, в рецептуре
которых содержится большое количество
белил, необходимо печатать не
100% заливкой, а растровой. Это
намного технологичнее, чем печать
плашкой. Сложность при этом заключается
в том, что нет рекомендаций по
выбору процента плашки, используемой
для печати дополнительным цветом.
Обычно проводят либо тестовую
печать и оценивают получившийся
результат, либо руководствуются
собственным или чужим опытом работы;
- если вам важен результат, то
не рекомендуется выбирать цвет
«пантона» с помощью каталогов,
встроенных в различные программы,
а тем более использовать приведенные
там обозначения цветов. Исключение
составляет только специализированное
програмное обеспечение, например,
Pantone ColorReady for Mac.
|
Флуоресцентные
краски
Они
являются лидером в оформлении обложек:
их используют 90% глянцевых журналов.
В системе Pantone в настоящий момент есть
семь базовых флуоресцентных красок и семь
«пантонов» смесевых цветов. Может возникнуть
естественный вопрос: «Почему так мало?»
Дело в том, что в 1987 г. была предложена
расширенная палитра флуоресцентных цветов
Pantone Matching System 747XR, которая
содержала 747 флуоресцентных цвета, не
считая базовых и двойного прогона. Но
в 1991 г. было принято решение сократить
количество флуоресцентных «пантонов» до
семи базовых и семи смесевых цветов, так
как большая палитра не пользовалась должным
спросом.
Впрочем, не стоит огорчаться, система
Pantone - все же не закон. Вы можете сами
составить свой собственный смесевой флуоресцентный
цвет уникальной рецептуры, пользуясь любыми
базовыми цветами. Правда, типография согласится
печатать таким «пантоном» только под вашу
ответственность, без гарантий качества,
и после длительных дискуссий и согласований.
|
|
(а) |
(б) |
Довольно
необычные способы декорирования
обложек: лакирование глиттерным
лаком (а) и тиснение полиграфической
металлизированной фольгой (б). Привлекают
внимание, но используются нечасто
из-за дороговизны |
Краски из стандартной
палитры Pantone Formula Guide
Палитра
(веер) Pantone Formula Guide базируется
на четырнадцати базовых красках (Yellow,
Yellow 012, Orange 021, Warm Red, Red
032, Rubine Red, Rhodamine Red, Purple,
Violet, Blue 072, Reflex Blue, Process
Blue, Green, Black), из которых путем
смешивания по указанной в веере рецептуре
можно получить 1114 цветов. Многие из
них нетрудно воспроизвести триадным способом.
|
При желании
подчеркнуть «престижность» и «важность»
издания, помимо строгого дизайна
обложки, при ее печати в качестве
дополнительной краски используют
серебро или золото |
Для того чтобы оценить возможность получения
данного цвета триадными красками, пользуются
справочником Solid-To-Process Guide. В нем
представлена большая часть смесевых цветов.
Рядом с каждым указан ближайший к нему цвет,
который можно получить в типографии (с указанием
процентного соотношения обычных красок CMYK).
Металлизированные
краски палитры
Pantone Metallic Guide and Ships
Метализированные
краски довольно часто используются в оформлении
обложек, особенно для получения фоновых
заливок и изображений. Веер Pantone Metallic
Guide and Ships содержит 204 металлизированных
цвета. Но, как и в случае с флуоресцентными
«пантонами», вы можете создать свою уникальную
металлизированную смесевую краску, пользуясь
базовыми цветами.
Дополнительные краски в оформлении обложек
используют для выделения текстовой информации,
непосредственного усиления привлекательности
иллюстрации на обложке (например, печати
фоновой заливки, расширения цветового
диапазона или выделения той или иной детали
изображения) и оформления каких-то важных
элементов обложки (например, корешка).
Впрочем, пока дополнительные краски в
изображениях на обложке используются мало.
[ СПРАВКА ]
Правила
подготовки обложек
Существует ряд требований при подготовке
обложек с Pantone-цветами.
- Как правило, элементы изображения,
печатающиеся дополнительной краской
спотового цвета, не должны задаваться
оверпринтом (от англ. «overprint»
- поверх запечатанного, без вычета
из под него).
- Тексты и плашки спотовых цветов
лучше создавать не в Photoshop,
а в программах верстки (QuarkXPress,
Pa-geMaker, InDesign).
- Если же спотовые цвета все
же создаются в Photoshop, то необходимо:
- установить треппинг в Photoshop;
- записать файл в формате
DCS;
- PS- и PDF-файлы, созданные
в программах верстки,
записать как пресепаренные
(не композитные).
- Материалы в препресс-бюро типографии
желательно передавать в виде пресепаренных
PS- и PDF-файлов.
- Обозначения дополнительных
(спотовых) цветов должны быть
одинаковы по имени и суффиксу
во всем издании и соответствовать
номенклатуре выбранной для полиграфического
воспроизведения цветовой системы.
Это особенно важно, когда работа
над изданием осуществляется разными
исполнителями.
- Все неиспользуемые цвета, в
том числе и спотовые, должны быть
удалены из меню Swatches.
- В большинстве случаев треппинг
дополнительной краски задается
вручную.
Треппинг
Установка
треппинга для дополнительных красок
- важный фактор для получения качественного
продукта. Часто эти краски печатаются
дополнительным прогоном, что, в
свою очередь, выдвигает ряд требований
к их треппингу. Установка величин
треппинга для различных изображений
и вариантов печати - тема для отдельной
статьи. Если вы сомневаетесь, какой
треппинг установить в вашем конкретном
случае, проконсультируйтесь в препресс-бюро
типографии, где будете печатать
обложку. |
|