Кое-что
о «цифре»
Арсен
Манукян,
печатный салон «Вовремя» (Москва)
Когда
встает вопрос, в какую типографию сдавать
тираж - в офсетную или цифровую, то определяющим
фактором здесь становится срок производства
и объем тиражей. Офсет стоит выбирать,
когда у вас большой тираж и есть достаточно
времени на его выполнение, «цифру» - когда
тираж небольшой, а сроки поджимают. Оптимальный
тираж для размещения на «цифре» зависит
от вида продукции. Например, для визиток
этот тираж достигает 2000 шт., а для многополосных
брошюр - не более 300 экз. Кроме того,
цифровой способ печати незаменим, когда
надо изготовить тираж с персонализацией
- то есть сделать так, чтобы каждый оттиск
имел отличающееся друг от друга изображение
или текст.
Что касается качества печати, то тут
следует отметить следующее: на хорошо
отлаженной цифровой машине равномерные
плашки печатаются лучше, чем на офсетной.
Однако офсет имеет существенное преимущество
при передаче самых слабых и самых плотных
переходов цвета, то есть лучше работает
с тоновыми изображениями, особенно в светах
и тенях. Если разговор идет об обычном
триадном синтезе, то, как правило, диапазон
цветового охвата цифровой печатной машины
несколько выше, чем у традиционного офсета,
а значит, и количество воспроизводимых
оттенков больше. Некоторые цифровые машины
могут печатать дополнительными красками
системы Pantone, в том числе и специально
смешанными, а также белилами и специальными
красками (например, светящимися в УФ-лучах).
Однако следует отметить, что из-за ограниченности
разрешающей способности большинства цифровых
печатных машин качество воспроизведения
мелких деталей (в том числе и на выворотке),
текста малого кегля обычно хуже, чем у
офсета. Но заметно это только на очень
малых объектах и видно разве что с помощью
приборов, с которыми, согласитесь, продукцию
рассматривают крайне редко.
Послепечатная обработка тиражей, полученных
на цифровой машине, по степени сложности
зависит от способа переноса изображения.
Вся цифровая печатная техника работает
по принципу электрографии, но по типу
используемых расходных материалов можно
выделить следующие группы:
- на базе тонера, с маслом;
- на базе тонера, без масла;
- на базе жидких чернил.
Выделим некоторые особенности, характерные
для послепечатной обработки тиражей, изготовленных
на цифровых печатных машинах:
- продукция, отпечатанная на цифровой
машине с тонером, может иметь проблемы
при фальцовке - бумага, а вместе с ней
и тонер, могут «ломаться» в месте перегиба.
Поэтому при подготовке макета не следует
размещать изображение на то место, где
предполагается сгиб.
- изделия, полученные на оборудовании
из первой группы, могут иметь некоторые
проблемы с ламинированием (припрессовкой
полимерной пленки). Связано это с тем,
что остатки масла ухудшают адгезию пленки
к бумаге. Во избежание проблем необходимо
дать тиражу «отлежаться», чтобы масло
выветрилось.
- не все модели цифровых печатных машин
хорошо печатают на фактурных бумагах.
Совместное использование цифровой и офсетной
печати практикуется достаточно часто.
Если тираж был напечатан офсетом, то «цифра»
может использоваться для допечатывания
небольшого количества тиража. Впрочем,
чаще цифровой способ печати предшествует
офсетному. Возможностью изготовления небольших
тиражей пользуются при пилотных выпусках
крупных заказов, когда надо составить
общее впечатление, провести исследование
фокус-группы, напечатать сигнальных экземпляр
и т. д. Например, сейчас у нас в работе
находится тираж десяти многополосных каталогов
для банка: после согласования с заказчиком
они будут размещены на офсете в количестве
1000 шт.
Часто задают вопрос: есть ли разница
при подготовке изданий к печати на цифре
и на офсете? К сожалению, во многих случаях
при изготовлении макета заранее вообще
не известно, где он будет печататься.
Впрочем, существенных тонкостей в подготовке
макетов для того или иного способа печати
нет.
|