на главную
о журнале
содержание
архив номеров
подписка
распространение
поиск по сайту
наш адрес

Формат №3
апрель, 2005

Статьи из журнала Формат №3-2005

«ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ» ОБЛОЖКА ЖУРНАЛА
Один из способов выделить издание среди других на месте продажи -
использовать дополнительные краски при печати обложки

СУММАРНЫЙ КРАСКОПЕРЕНОС «НЕИЗВЕСТНЫЙ»
ПАРАМЕТР ЦВЕТОДЕЛЕНИЯ:

О чем нужно знать, готовя самостоятельно издание к печати?

ЦИФРОВАЯ ПЕЧАТЬ ИЛИ ОФСЕТ?
Оба способа печати популярны сегодня. Есть ли ответ на вопрос, что лучше?
Кое-что о «цифре»
РЕДКИЙ ЭКЗЕМПЛЯР!
Мы рассказываем о малотиражных эксклюзивных книгах -
особом виде печатной продукции
ПАПКА КАК ВИД ПЕЧАТНОЙ ПРОДУКЦИИ
Сегодня папка используется не только для хранения документов.
О ее многофункциональности и пойдет речь
Рекламная папка: ярко, солидно, удобно
Оригинальные папки и маленькие «хитрости»
ДИЗАЙН И РЕКЛАМА-2005
Репортаж с выставки, проходившей в апреле в ЦДХ
авторам реклама перепечатка english version
Теория
СУММАРНЫЙ КРАСКОПЕРЕНОС: «НЕИЗВЕСТНЫЙ» ПАРАМЕТР ЦВЕТОДЕЛЕНИЯ

О чем нужно знать, готовя самостоятельно издание к печати?

Для того, чтобы самостоятельно подготовить издание к печати, нужно обладать некоторыми знаниями в области препресса. В нашей статье речь пойдет о краскопереносе.

О цветоделении уже написано множество статей и книг. Однако существенного изменения ситуации на рынке печатных услуг по-прежнему не наблюдается: типографии и заказчики часто не могут правильно понять друг друга. Заказчик уверен, что цветоделение выполнено на высшем уровне, а типография считает, что есть ошибки. Мест, где можно допустить ошибку в цветоделении, достаточно. Для того, чтобы получать хороший результат в печати, придется разобраться во всех нюансах этого процесса. В данной статье представлена информация, позволяющая разобраться в таком понятии, как суммарный краскоперенос или, как он назван в привычной всем английской версии программы Adobe Photoshop, - Total Ink Limit. Возникновение этого параметра объясняется особенностью печати. Дело в том, что краска, нанесенная на чистую бумагу, ведет себя иначе, чем краска, положенная на другую краску. Физика и химия этого процесса довольно сложны и в данной статье подробно рассматриваться не будут. Мы лишь ограничимся выводами из сложной теории краскопереноса. Для начала попытаемся разобраться, чем грозит избыток и недостаток краски.

Недостаток краски приведет к тому, что изображение будет выглядеть малоконтрастным («разбеленным», как бы водянистым). Особенно пострадают темные участки. Если воспроизводимое изображение по замыслу должно быть с деталями в «тенях», то они пропадут, вместо них будет ровное темное поле.

[ СПРАВКА ]

О термине «цветоделение»

Под цветоделением в полиграфии понимается процесс перевода изображения из какого-либо вида его существования в принятый в полиграфии CMYK. Этот термин прижился, хотя в настоящее время он не совсем корректен. Он имел смысл только в то время, когда цветоделение осуществлялось на аналоговых фоторепродукционных фотоаппаратах или чуть позже на аналоговых цветокорректорах. Именно в этих устройствах происходило собственно цветоделение с полутонового цветного оригинала (слайда, фотографии или рисунка), определенным способом получали сначала три (CMY), а затем четыре (CMYK) фоторепродукционных негатива или позитива.

Сейчас цветоделение как таковое происходит внутри цифровой фотокамеры или сканера, без всякого вмешательства оператора (разве что в профессиональных сканерах оператор может как-то повлиять на этот процесс). Полученное после этого процесса цифровое изображение в любой из принятых ныне цветовых моделей уже цветоделенное (будь то RGB, Lab, HSL и др.) То, что происходит позже при подготовке изображения к полиграфическому воспроизведению, на самом деле не цветоделение, а всего лишь перевод изображения из одного цветового пространства в другое. Поэтому называть такой процесс «цветоделением» с формальной точки зрение некорректно, скорее это «цветоперераспределение», но термин укрепился, и менять его не имеет смысла, важно лишь понимать суть процесса. Более того, на самом деле некоторое «деление» все же происходит. Из трех цветовых каналов тем или иным образом формируется четвертый (для черной краски).

Загадка «черного квадрата»

Много раз приходилось слышать жалобы типографий на так называемую «проблему черной плашки». Суть ее в следующем: если на оттиске должна быть большая абсолютно черная плашка, то обычной черной краской тут не обойтись. В силу специфики офсетной печати черная краска будет выглядеть на оттиске, скорее, как темно-серая: белая бумага из под нее будет просвечивать, так как офсетные краски прозрачные.

Неопытные дизайнеры, понимая эту проблему, стремятся «усилить» черную плашку, добавляя в нее остальные триадные цвета. В принципе, это правильный путь, но действовать нужно с умом.

Первая традиционная ошибка - добавление всех красок по максимуму. Получается суммарный краскоперенос 400%, и такая плашка становится головной болью для типографии, особенно если ее своевременно «не отловили». Напечатать в условиях реального производства полноценную 400% плашку практически невозможно. Оттиски будут склеиваться, перетискиваться, царапаться, долго сохнуть и т. д. Так что таких плашек необходимо избегать.

Добавление триадных красок в равном объеме - вторая традиционная ошибка. Здесь опять же в силу специфики красок и человеческого зрения плашка приобретет заметный коричневый оттенок (сказывается присутствие желтой краски).

Правильный способ получения «радикально черной плашки» - добавить к стопроцентной черной плашке цветной эквивалент 50% серой плашки. Этот эквивалент для разных цветовых моделей несколько отличается, но вполне корректными цифрами будут С 57, M 44, Y 44. В этом случае суммарный краскоперенос не превысит 250%, и такую плашку можно безболезненно печатать самыми разным способами. Для высококачественного листового офсета можно к 100% черного добавить эквивалент 70% серой плашки (С 76, M 62, Y 62). Суммарный краскоперенос составит 300%.

Суммарный краскоперенос в цифровой печати

В этом вопросе «цифра» является абсолютно уникальным видом печати. Дело в том, что при цифровой печати «краска» (будем в общем случае ее так называть, хотя это может быть и тонер, и жидкая краска) переходит с формы на оттиск практически полностью, более того, величина перехода этой краски не зависит от того, сколько краски уже находится на оттиске.

А значит, вопрос получения 400% красконаложения в цифровой печати решается сравнительно легко. Более того, такой краскоперенос создает весьма интересные эффекты. На оттиске можно получить изображение, по тактильным характеристикам близкое к металлографии (рельеф изображения чувствуется на ощупь).

Правда, при цифровой печати, как правило, приходится решать другую задачу: минимизации тонера или краски на оттиске, поскольку стоимость такой «краски» несоизмеримо выше, чем стоимость обычной офсетной, и ее экономия - вопрос для многих предприятий очень важный.

В процессе печати «тени» могут доставить хлопоты, поскольку печатник, обнаружив такое изображение, вероятно, попытается его скомпенсировать (если печать ведется не строго по значениям измерительного прибора), а это, в свою очередь, может привести к заметному ухудшению других участков изображения (если они сделаны правильно) - к проблемам с плашками, текстом и пр., на всех этих элементах краски окажется больше, чем нужно.

[ МНЕНИЕ ]

Мы опросили ряд технологов ведущих полиграфических предприятий России на тему, с каким краскопереносом они рекомендуют печатать. Мнение оказалось единодушным: значения в 280-290% вполне достаточно для большинства работ. И изображения получаются нормальные, и для типографии особых проблем не создается.

Избыток краски ведет к еще большим сложностям, чем ее недостаток. Оттиски, на которых краски слишком много, будут долго сохнуть, у них намного больше вероятность «перетискивания», да и расход краски может заметно вырасти.

Велик риск получить бракованную продукцию. Более того, у таких изображений существенно возрастает растискивание. В результате, вместо высококонтрастных оттисков получаются затемненные изображения с полностью «залитыми» тенями.

Одним словом, краски должно быть ровно столько, сколько ее предполагает данный вид полиграфического воспроизведения.

Какой он должен быть

Как правило, величину суммарного краскопереноса, используемую при подготовке заказа к печати, легче всего узнать в типографии, где этот заказ предполагается печатать. Многие размещают эти данные на сайте. Если же изначально неизвестно, в какой типографии предстоит печататься, то придется пользоваться оценочными значениями. Необходимо понимать, что максимально привлекательное и высококонтрастное изображение можно получить при максимуме краски, допустимой для того или иного способа печати. Но даже при одном и том же способе печати на краскоперенос сильно влияет сорт бумаги, состав краски, вид оборудования, число секций и состояние машины, а также особенности технологии.

Максимального краскопереноса можно добиться на малоформатной, листовой однокрасочной машине с полной просушкой каждого цвета. Кстати, именно так печатается вся эталонная продукция (например, шкалы цветового охвата и другие «измерительные» оттиски). Перечислить все возможные варианты в одной статье невозможно, поэтому далее мы приведем несколько типичных задач и укажем примерное значение краскопереноса, которое в этом случае должно быть. Сразу оговоримся, что суммарный краскоперенос измеряется в процентах и представляет собой сумму процентов растровой точки (по каждому цвету) в данном месте.

[ СПРАВКА ]

Как добиться большого краскопереноса

Меню программы Adobe Photoshop, отвечающее за цветоделение. Здесь находятся параметры, отвечающие за суммарный краскоперенос (Total Ink Limit). Установить здесь все параметры без ошибок сложно, но именно это является гарантией качества
Еще одной распространенной ошибкой при переводе изображений из RGB в CMYK является неправильное использование такого «неизвестного» параметра цветоделения, как «добавление» краски. В программе Adobe Photoshop он скрывается за аббревиатурой UCA (UnderColorAdition). Его физический смысл в двух словах не опишешь, для этого придется углубиться в «Теорию цвета». Если говорить коротко, то этот параметр отвечает за увеличение суммарного краскопереноса.

Дело в том, что простым увеличением значения Total Ink Limit суммарный краскоперенос будет увеличиваться только до 300%. Если есть желание двигаться дальше, то без параметра UCA не обойтись.

Типичная ошибка многих неопытных пользователей программы Photoshop в том, что, желая увеличить суммарный краскоперенос, они увеличивают значение Total Ink Limit, не трогая при этом UCA. При таком подходе суммарный краскоперенос не удастся получить больше 280–300%. Значение параметра UCA придется подбирать экспериментальным путем.

Цветная печать на газетной бумаге (обычно это цветные газеты) и использование многокрасочных рулонных офсетных печатных машин. Считается, что суммарный краскоперенос в этом случае не должен превышать 200–220%. При большей толщине слоя краска будет переходить на передающие ролики в печатной машине, а с них — обратно на полотно, пачкая его.

Цветная печать на офсетной бумаге (несколько вариантов). Существует множество сортов офсетной бумаги, и печатать на ней можно как на листовых, так и на рулонных машинах. Поэтому и допустимый диапазон краскопереноса здесь довольно большой - 220–290%.

На этой плашке приведено для сравнения несколько изображений, представляющих собой серые шкалы, выполненные с определенным установленым краскопереносом. Эта информация дополнит ту, которая расположена на предыдущей странице. По иногда цифрам легче увидеть, в каком тональном диапазоне происходит «заливание» градаций серого. В этих данных может быть проще разобраться, чем с иллюстрациями. «Правильные» изображения - те, у которых тональные градации можно визуально различить. Соседние поля не должны сливаться.

Цветная печать на мелованной бумаге на рулонных машинах (в первую очередь, печать журналов). Поскольку печать ведется на больших скоростях, толстые слои краски здесь нежелательны. Впрочем, наличие газовой сушки и гладкой бумаги позволяет работать с краскопереносом 270–290%.

Цветная печать на мелованной бумаге на листовых машинах осуществляется на меньших скоростях, а наличие высоковязких красок и гладкой мелованной бумаги позволит поднять краскоперенос до 280–340%.

[ СПРАВКА ]

Типичные ошибки

Очень часто встречается следующая ситуация. Купили новый компьютер, поставили на него программу Adobe Photoshop и все - кажется, что можно работать с изображениями. Вся цветокоррекция ведется визуально по монитору. При этом многие понимают, что монитор нужно «калибровать» для того, чтобы он адекватно передавал цвета. Но почему-то начисто забывают о том, что параметры цветоделения, которые расположены в специальном разделе меню программы, необходимо настраивать под себя (!): то есть с учетом вида изготавливаемого издания, способа печати, типографии, наконец. В противном случае получить хороший результат невозможно. И типография здесь виновата не будет!

В большинстве случаев все «цветоделение» сводится к выбору в меню программы соответствующей строки: Image->Mode->CMYK Color. После чего начинается «цветокоррекция». Возможности ее ограничены тем набором параметров, которые стояли в меню управления цветоделением. Достаточно часто непрофессиональные пользователи либо вообще не заглядывают в этот раздел (и там все значения стоят «по умолчанию»), либо подбирают их таким образом, «чтобы на экране лучше показывалось». А эти параметры необходимо выставлять в зависимости от полиграфического воспроизведения и никак иначе.

[ СЛОВАРЬ ]

«Перетискивание» - переход изображения с одного листа на другой в результате прижима листов в стопе бумаги под собственным весом или при воздействии прижимов, например, резальной машины.

Высококачественная цветная печать на мелованных бумагах, например, печать престижной продукции на бумагах дорогих сортов, происходит на пониженной скорости и с использованием технологических «подходов». При этом можно получить высококонтрастные изображения с краскопереносом до 340–350%. Однако такая «роскошь» обходится типографии в лишнее время, силы и внимание, а значит, подобная работа будет стоить дороже обычной. На иллюстрациях, приведенных в статье, показаны примеры использования суммарного краскопереноса с разными значениями. Можно легко заметить разницу в контрасте и насыщенности (и даже перенасыщенности).

После чего становится ясно, что параметр суммарного краскопереноса - важная величина, ответственная за получение качественной печати. А значит, и пользоваться им надо внимательно и вдумчиво.

[ СПРАВКА ]

Суммарный краскоперенос и его практическое применение

В этой справке мы попытались рассмотреть некоторые особенности работы с изображениями, содержащими определенный краскоперенос, а также простые методы получение более или менее корректного результата.

  • В последнее время программа Photoshop по умолчанию предлагает цветоделение при помощи ICC-профилей, а отнюдь не таблиц, о которых говорилось ранее. Причем в последних версиях этой программы под видом профиля Euroscale скрывается довольно интересная вещь. По всей видимости, этот профиль рассчитан на использование печатной техники элитного класса. У этого профиля растискивание при печати менее 10%, а суммарный краскоперенос близок к 370% (!). (Эти значения, правда, получены исследовательским методом, поскольку реальные значения из профиля извлечь не так просто). Но факт остается фактом, с таким растискиванием и с таким краскопереносом в нашей стране могут работать очень немногие типографии, да и те - в «лабораторном» режиме. Представьте себе, что будет, если издание, подготовленное с этими параметрами, принести в рядовую типографию. Проблемы гарантированы.

    Еще хуже дело обстоит, если профили для цветоделения выбираются произвольным образом из большого списка, ориентируясь, например, по визуальному восприятию. Что в итоге получится, предсказать вообще невозможно. Так что нужно либо узнать у типографии, с каким профилем надо осуществлять цветоделение (а еще лучше взять его в той же самой типографии, если, конечно, он у нее есть), либо пользоваться по старинке цветоделительными таблицами.

  • Цифровая цветопроба. В последнее время многие цифровые цветопробы построены на базе современных струйных многокрасочных принтеров. К их достоинствам можно отнести простоту, дешевизну, относительную легкость в цветовой настройке. Это и обеспечивает им популярность. Но здесь есть один подводный камень, и он как раз связан с суммарным краскопереносом. При использовании неоригинальных бумаг (а именно так обычно и бывает) суммарный краскоперенос у таких устройств не больше 200%, и дальнейшее его увеличение к повышению контраста не приводит. В результате получается, что если подстраиваться под эту цветопробу, то при печати можно получить непредсказуемый результат. Это значит, что сначала нужно обеспечить на цветопробе адекватный краскоперенос. Сделать это можно только при использовании оригинальных бумаг, имеющих собственный ICC-профиль, а они, к сожалению, весьма дорогие.

  • Раз уж затронута тема струйной печати, можно еще сказать и о струйной широкоформатной печати, которая становится все более популярной. Многие не очень опытные специалисты, готовящие для плоттеров изображения, по традиции пользуются CMYK-параметрами для офсетной печати. Это неправильно. Максимум цветовой отдачи от этих устройств можно получить только при использовании RGB- или Lab-пространства.

[ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ]

Об иллюстрациях к этой статье

В этой статье для демонстрации возможностей воспроизведения изображений с разным краскопереносом были использованы некоторые тестовые изображения, которые обычно применяются в работе издательством «Курсив». Надо отметить, что оценивать результат и выбирать необходимый краскоперенос с их помощью нужно очень осторожно.

Дело в том, что то, что вы видите перед собой, на самом деле - результат работы типографии, которая печатает наш журнал с вполне определенными параметрами. Соответственно, очень малый или очень большой краскоперенос здесь может выглядеть не совсем корректно. Точнее, он корректен для данной типографии, а для другой результат может быть иным. Поэтому не стоит использовать данные изображения в качестве аргумента для споров. Они дают лишь общее представление об итоговом результате, но не являются измерительным средством.



Дружественные типографии:
Издательство «Курсив»
129226, Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 17, к. 6
Тел/факс: (495) 617 6652 Site: www.kursiv.ru
E-mail:
© 1997-2024 Издательство «Курсив»